Темы: Йосеф, Провидение, Рав Реувен Куклин, Гнев, Месть, Тора и бизнес, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак мне обрести спокойствие и перестать думать о мести? Я не религиозный человек, моя религия — это бизнес. Я всем доволен, но хочу избавиться от желания повесить каждого, кто переходит мне дорогу, перестать раздражаться. Посоветуйте что-нибудь, кроме таблеток.
Уважаемый Лазарь,
У евреев есть изречение: «Нет вещи, которая бы устояла перед желанием». Если у Вас будет серьёзное желание вылечиться от этого заболевания, Вы, несомненно, сможете избавиться от этого недуга. Но для этого необходимо сильное желание. А сила желания зависит от осмысления серьёзности болезни, от понимания, насколько излечение жизненно необходимо.
Мудрецы сказали (Псахим 113 б), что есть три вида людей, жизнь которых невозможно назвать жизнью — вспыльчивые, милосердные и брезгливые. Разумеется, что тут идёт речь о людях, у которых эти качества в чрезмерных пропорциях. Почему же именно эти люди настолько убоги? Если мы задумаемся, увидим, что у всех этих свойств есть общий знаменатель — когда они пробуждаются, они наполняют всего человека, и не дают человеку возможность задуматься над чем-то другим, не позволяют ему жить.
С другой стороны, давайте посмотрим — насколько счастлив тот человек, который относится ко всем окружающим располагающе и дружелюбно. Он рад всем и всему, он наслаждается жизнью. Сказал царь Соломон, мудрейший из всех людей (Мишлей 15:15): «Добродушие[1] — постоянное пиршество». Жизнь человека, который с добродушием и расположением относится к окружающим, подобна постоянному пиршеству, она всегда радостная и счастливая.
Так как же избавиться от этого недуга? Как начать жить?
Тут я вынужден Вас разочаровать — неверующему человеку, страсть которого преуспеть в чём-либо превращается в его религию[2], нет никакой возможности избавиться от желания «повесить» того, кто «переходит ему дорогу» (разве что, при интенсивной помощи психолога или при помощи успокоительных таблеток). Единственное лекарство для этой болезни — это вера в Творца, Который управляет этим миром.
Вы пишете, что Вы нерелигиозный, но нет необходимости быть религиозным человеком в полном смысле этого слова, достаточно знать, что Высшая сила управляет всем миром. И этого знания не так тяжело достигнуть. Весь мир свидетельствует о своём Создателе и о его постоянном руководстве этим миром — насколько всё мудро, всё гармонично. Обладая этим знанием, человек не будет гневаться на того, кто «переходит ему дорогу», ведь он знает, что нет ни у кого силы помешать ему.
Как пример к сказанному выше приведу поведение Йосефа. Возможно, что Йосеф наиболее яркий пример во всём Танахе человека, которому «перешли дорогу». Ведь он был любимым сыном его отца и претендовал стать духовным наследником его отца (мудрецы говорят (Сота 36 б), что Йосеф мог удостоиться стать праотцом 12 колен подобно его отцу). А что может быть более ценно для праведного человека, чем стать духовным наследником Яакова, избранного из всех праотцев (мидраш Берешит Рабба 76:1)?! Братья же Йосефа «испортили» ему все планы, продав Йосефа в рабы в чуждую страну.
Так произошло, что Йосеф из раба стал властителем Египта, самой могущей империи тех времен. Братья, не подозревая о том, что Йосеф правитель Египта, предстают перед ним. Теперь они полностью в его руках. Йосефу не представляло никакой проблемы повесить или, в крайнем случае, расстрелять тех, кто нарушил все его планы. Поэтому испуг братьев, когда они узнали, что правитель Египта, перед которым они стоят, это никто другой, нежели их брат — Йосеф, понятен. (Тора рассказывает, что на вопрос Йосефа (Берешит 45:3), жив ли его отец, братья не смогли ничего ответить, «поскольку они испугались Йосефа»).
Однако Йосеф не мстит братьям и не вешает их. Более того, Йосеф обещает братьям снабжать их средствами к существованию все года голода. Откуда же находит Йосеф в себе силы побороть природное желание отомстить тем, кто испортил ему всю жизнь[3]? Источник этой силы заключается в знании Йосефа, что Б-г — единственный владетель мира, и всё, что происходит в мире — от Творца. И так говорит Йосеф братьям (там, стих 5): » И ныне, не печальтесь, и да не будет досадным в ваших глазах, что вы продали меня сюда, ибо для животворения послал меня Б-г пред вами «. Не вы меня продали, утверждает Йосеф, а Творец, Который желает нам только лучшего.
Поэтому единственный совет, который я могу Вам дать, — это последовать словам пророка Ешаягу (40:26): » Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите: кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их по имени называет Он; от Великого могуществом и (от) Мощного силой никто не скроется». Выйдите ночью на улицу, взгляните на звёздное небо. Кто создал это бессчётное воинство звёзд и планет, комет и метеоритов, кто управляет им? Кто определил каждому из них своё место и свой точный путь в небесах? Мы, люди, подобны звёздному небу — у каждого из нас своё место, у каждого свой путь.
Это единственное «лекарство», которое я могу посоветовать Вам для того чтобы обрести настоящее счастье, для того чтобы начать жить. Воспользуйтесь им!
С уважением, Реувен Куклин.
Читайте: Как научиться не кричать, не гневаться?
[1] В стихе сказано «тов лев» (хорошее сердце). Рабейну Йона в комментарии на Пиркей Авот пишет (2:9), что «хорошее сердце» это качество расположения и любви к окружающим.
[2] Что свидетельствует о необъятной силе его желания.
[3] Несмотря на то, что Йосеф стал правителем Египта, для него это не считалось головокружительный успехом, поскольку единственное желание праведника Йосефа было получить как можно больше духовности у его отца. Это мы можем увидеть из имени его первого сына, которого он назвал Менаше, аргументируя это имя следующим образом (Берешит 41:51): " כִּי נַשַּׁנִי אֱלֹהִים אֶת כָּל עֲמָלִי וְאֵת כָּל בֵּית אָבִי ". А второго сына он называет Эфраим: " כִּי הִפְרַנִי אֱלֹהִים בְּאֶרֶץ עָנְיִי " (там, стих 52), из чего мы видим, что нахождение в Египте было отвратительным в глазах Йосефа, несмотря на его социальный статус.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Авраам Елин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Что делать тому, кого оклеветали?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону