Темы: Рав Реувен Куклин, Душа, Каббала, Изучение Торы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, благодарю за еще один хороший ответ, спасибо, они мне очень помогают. Я знаю, что человека в утробе матери ангел обучает всей Торе и приходит момент, когда ангел ударяет его по губам и он все забывает (естественно, я понимаю, что это аллегория), но вот у меня по этому поводу возникло два вопроса. Первый: каков смысл того обучения, если все равно человек все забывает и начинает все учить заново? Второй: А Адама тоже при его формировании ангел бил по рту, чтобы он все забыл? Заранее благодарен за ответ. М.
Уважаемый М.,
Талмуд в трактате Нида (30 б) описывает, как выглядит зародыш в утробе матери. К этому описанию Талмуд добавляет следующие слова: «И свеча горит над его головой.… И обучают его всей Торе полностью.… А когда выходит на воздух этого мира — приходит ангел, ударяет его по губам и устраняет из его памяти всю Тору полностью».
Маараль объясняет: говоря «свеча горит над его головой», мудрецы имели в виду душу, которая названа «свечой» (Мишлей 20, 27: «Душа человека — свеча Господа»). Душа не «погружается» в тело прежде, чем человек родится. Она находится над его головой, и там её «место жительства». И поскольку, пока зародыш находится в теле матери, его душа отделена от его материального тела, она удостаивается знания и понимания всей Торы. Потому что именно материя препятствует постижению и знанию Торы, которая духовна. Но когда ребёнок рождается, приходит ангел и ударяет его по губам, т.е. соединяет душу с телом. И поскольку душа соединилась с материальным телом, забывает она Тору.
Из объяснения Маараля следует: в словах «И обучают его всей Торе» не подразумевается какая-либо специфическая деятельность по обучению — душа сама постигает Тору. Теперь легче ответить на Ваш вопрос, каков смысл обучения, если человек всё равно всё забывает: речь идёт не об обучении, а о самостоятельном постижении души, которое происходит само по себе (ввиду того, что она духовная).
Объяснение Маараля помогает ответить и на Ваш второй вопрос — постигала ли Тору душа первого человека (который никогда не был в материнской утробе). Поскольку душа человека воспринимает Тору благодаря своей отделённости от материального, понятно, что душа первого человека также постигала Тору, воспринимала знание Торы, хотя первый человек и не был выношен матерью. Также можно предположить, что Адам не забыл Тору полностью и тогда, когда уже был создан, поскольку до греха (до того, как он попробовал плод с Древа Познания), он не был полностью погружён в материальное.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Рамхаль о противоборстве тела и души
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Реувен Куклин
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону