Темы: Рав Реувен Куклин, Душа, Каббала, Сердце
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите, пожалуйста, что говорит Иудаизм о «сердце» (лев) — ассоциируется ли оно с самим человеком/душой человека? То есть можно ли поставить знак равенства: сердце = сам человек = душа человека? Если можно приведите, пожалуйста, ваши источники — книги. С большим уважением, Наталья
Уважаемая Наталья!
У каждого органа в теле человека есть не только физиологические функции. У него имеется духовный прообраз, с которым связаны духовные «функции» этого органа.
Понять эти духовные «функции» мы можем, в том числе, основываясь и на физиологических функциях органа, поскольку физиологические и духовные функции неразрывно связаны. Говорит Иов (19, 26): «…и в плоти моей я вижу Б-га», т.е. мы можем понять что-то в духовном мире, если задумаемся о физиологических функциях нашего тела.
В Большом Толковом Словаре о сердце и его функции говорится так: «Центральный орган кровеносной системы животных и человека, нагнетающий кровь в артериальную систему и обеспечивающий ее возврат по венам». Распределяя кровь по всем органам тела, сердце обеспечивает их жизнь.
В духовном плане кровь человека связана с его нэфэш (душой), как сказано в Торе (Дварим 12:23): «…кровь есть душа». Поэтому жизнь и сердце тесно связаны также в духовном плане. И так говорит Царь Шломо (Мишлей 4:23): «Больше всего хранимого береги сердце твоё, потому что из него источники жизни».
Каббалисты[1] пишут, что сердце — жилище духа (руах). Из этого можно сделать вывод, что сердце отождествляется с самим человеком в большей мере, чем другие органы.
Поэтому сердце также орган чувств[2], ведь чувства человека в наибольшей мере отождествляют с ним самим, его сущностью (интересно, что сердце является именно жилищем духа[3] — руах; это слово на святом языке означает также «ветер», назначение которого — приводить в движение другие предметы). Об этом же сказано в книге Мишлей (14, 10): «Сердце знает свою горечь, и в радость его не вмешается чужой».
Тора говорит (Дварим 4, 39): «Познай же ныне и положи на сердце твоё, что Господь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого». Т.е. существует возможность убедиться в существовании Всевышнего рациональным путём (см. Верить или знать?), но этого недостаточно, наша задача сделать веру также нашим чувством («и положи на сердце твоё»).
И ещё сказали мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 61а), что сердце — источник понимания. Это объясняется тем, что понимание зависит от чувства: чтобы понять что-либо, недостаточно внешнего знания, важно «прожить» это. Царь Давид восхвалял Всевышнего за то, что Тот дал женщине (в отличие от животных) «грудь напротив понимания», т.е. — напротив сердца (Брахот 10а).
В соответствии с этим можно понять, почему в Танахе мысль описывается как сказанное в сердце и не связывается с мозгом[4]. Существует два «вида» человеческой мысли: теоретическая мысль, место которой в мозгу, и мысль, которая выражает внутренние чувства человека. Место такой мысли — в сердце, т.к. сердце источник чувств.
Ещё сказано у каббалистов[5], что строение человека заключает в себе все силы духовных миров, а сердце человека, центр его тела, заключает в себе всё и соответствует Храму, центру мира, основе мироздания. Написано в Зоаре (Шалах 161, 1): «Посмотри: когда создал Всевышний человека в своём мире, устроил Он его по образцу высокому и достойному и дал ему силу и мощь в центре тела, где расположено сердце. И так же создал Всевышний этот мир, и сделал его единым телом… Океан окружает этот мир, а весь населённый мир с семьюдесятью народами окружает Иерусалим, а Иерусалим находится в центре всего населённого мира… А Храм окружает Святую Святых, где находится Шхина (Б-жественное присутствие), и покрывало, и керувы (херувимы на крышке Ковчега), и Ковчег завета, и это сердце…»
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Сердце знает свою горечь?, Тематический обзор «Совесть»[1] Нэфеш а-Хаим 1, 14, а также во многих других каббалистических книгах.
[2] См., например, Дварим 19, 6: «А то мститель за кровь погонится за убийцею в горячности сердца своего…».
[3] Известно, что душа состоит из нескольких частей: нэфеш (душа), руах (дух), нэшама.
[4] См., например, Бэрейшит 17, 17: «И пал Авраам на лицо своё, и обрадовался, и сказал в сердце своём: чтобы у столетнего родилось! и Сара, девяностолетняя, родила!»; Бэрейшит 27, 41: «…и сказал Эсав в сердце своём: приблизятся дни плача по отцу моему, и я убью Яакова, брата моего»; Млахим I, 12, 26: «И сказал Яровам в сердце своём: теперь возвратится царство к дому Давида»; Эстер: «…и сказал Аман в сердце своём: кому, кроме меня, захочет царь оказать почёт!».
[5] См. Нэфеша-Хаим 1, 4.
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Эльяким Залкинд
Почему необходимо изучать Талмуд? Ведь без чужих мнений сердце более открыто Создателю?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Дерех Ашем, видеоуроки»
Рав Овадья Климовский
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли быть, что современное сионистское государство Израиль будет уничтожено, а родиной евреев станет, например, Украина? В Украине святости больше, чем в современном Израиле? Где евреи дома? Царство Машиаха будет о
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли иудаизм проводить свою сугубо культурную и духовную линию, отстраняясь от политики? Биньямин Нетаньяху пытается сыграть на религиозных чувствах в своих интересах? Религия — это нечто духовное, отрешенное от ми
Рав Бенцион Зильбер
Как нам, евреям, относиться к такому явлению?..