Темы: Тшува, Заповеди, Муж и Жена, Ашер Кушнир, Конфликты и ссоры
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМы с женой сделали тшуву два года назад, но у меня с ней постоянные споры на религиозной почве. Каждое продвижение в соблюдении мицвот встречается в штыки. Как только я снова начинаю свою «пропаганду» — скандалы и истерики разгораются с новой силой. Ощущение, что я теряю с ней всякую связь. Что делать, когда темпы продвижения разные?
Не могу ответить лично Вам, не зная всех обстоятельств, но предположить, почему это может происходить, не так сложно.
Как правило, делая первые шаги в еврейской жизни, мы начинаем изучать законы Торы и постепенно, советуясь с раввинами, начинаем их соблюдать. Но когда возвращаемся домой, почему-то забываем, что то, как надо относиться к жене, детям и родителям и их продвижению в соблюдении мицвот, — это тоже Тора. Это тоже надо изучать. Проблема в том, что мы не учим эту часть Торы и никого не спрашиваем. В результате происходит следующее:
Пример 1
Клара вошла в дом и просто объявила мирно пасущемуся между телевизором и холодильником мужу, что с сегодняшнего дня мы соблюдаем субботу… и все! И уже скоро как год прошел, а упрямый муж все еще сопротивляется. Жена с удивлением спрашивает: а почему он не хочет соблюдать субботу?
Пример 2
Абраша зашел домой и торжественно произнес: «Все! С сегодняшнего дня мы этот кашрут есть не будем!». А жена уже успела наготовить на неделю. Целый день стояла, варила, пекла и… очень «обрадовалась», что все надо выбросить! Теперь муж с искренним изумлением спрашивает: а почему жена не хочет продвигаться в соблюдении кашрута в доме?
Если внимательно и более глубоко присмотреться ко всем обстоятельствам споров в таких семьях, то обнаружится, что за всеми религиозными войнами не кроется ничего религиозного! Увы, это всего лишь продолжение все тех же старых проблем.
Решительная Клара не первый раз рубит сплеча и устраивает сюрприз своему тихоне-мужу, а для «праведного» Абраши нет принципиальной разницы между заявлениями «Все, с сегодняшнего дня мы соблюдаем другой кашрут» и «Все, с сегодняшнего дня мы переходим на кефир». Это те же властные натуры, которые, не задумываясь, привыкли навязывать свое мнение другим. Более того, само решение продвинуться в соблюдении мицвот означает, что их исполнение в первую очередь возлагается не на себя, а на других! Поэтому супруги и сопротивляются, но… не религиозности близкого человека, а его безапелляционности и надменности.
Получается, что причина споров может крыться не в отсутствии желания у жены идти в ногу с мужем в соблюдении мицвот, а, наоборот, в нежелании «религиозно-сознательного» мужа менять себя и относиться к жене так, как предписывает Тора.
Что же делать?
Во-первых, начните с вопроса: «Что не делать?». Надо унять себя и прекратить заниматься «пропагандой» и «воспитанием» супруга! Любой человек сотворен с заранее встроенным в него механизмом духа противоречия, и очень важно не «врубить» его. Поэтому не следует ни повелевать, ни приказывать, ни указывать, ни учить ее жизни, ни… То есть, не следует своими же руками отбивать у нее желание идти с Вами в ногу.
Во-вторых, если Вы хотите видеть продвижение со стороны супруги, наберитесь ТЕРПЕНИЯ. Как Вы сами пришли к решению изменить свою жизнь, так и Ваша жена должна сама прийти к этому решению. Даже если это займет гораздо больше времени, чем Вы предполагали. Изменение в жизни — это сложнейший процесс, который может проходить в течение многих лет. И не надо мерить по себе! Видишь, я уже готов, правда, это заняло у меня два года, но ты меняйся сразу…
Чем больше терпения и терпимости будет с Вашей стороны к продвижению Ваших близких, чем больше готовности к постепенным и медленным изменениям, тем быстрее эти изменения произойдут!
В-третьих, постарайтесь «религиозного» внимания больше уделять не жене, а себе. А вот «человеческого», наоборот, не себе, а жене. Как результат, жена будет довольна мужем и своей супружеской жизнью. А когда жена довольна, то она не только даст мужу продвигаться в соблюдении мицвот без «скандалов и истерики», но и сама будет бегать за ним с предложениями, как укрепиться в их соблюдении.
Что же конкретно предпринять?
Разберем на примере Абраши и кашрута. Как может Абраша поднять всю семью на еще одну ступеньку соблюдения кашерности пищи?
Итак, принцип простой: все, что может разъединить мужа и жену, необходимо превратить в источник их связи и единства. Жена должна быть не врагом, а союзником и единомышленником в каждом шаге по еврейской жизни!
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Ашер Кушнир
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Злата Грайбер
О воспитании детей
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Мира Вайсбин
Лея Трахтенберг
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Дов Геллер
Не причинять боль партнеру, а также делать для него что-нибудь приятное — одно из основных умений, требующихся в браке. Предотвратить трения между супругами гораздо проще, чем кажется. Надо стремиться отдавать больше, чем брать.
Рав Михаэль Солганик
Рав Ашер Кушнир
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону