Темы: Запреты, Суббота, Рав Нохум Офман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые раввины!
Какие мелахот шаббат человек нарушает, если катается (без цели приехать) или ездит (с целью приехать) на велосипеде в Шаббат?
Спасибо,
Женя
Уважаемый Женя,
Если место, где едут, является «решут а-рабим» (общим владением), тогда, возможно, нарушается запрет переноса предметов на расстояние 4-х амот в «решут а-рабим» (и в любом случае нарушается запрет переноса из общего владения в «решут а-йахид», частное владение, когда выносят велосипед из дома на улицу).
Если место, где едут, является «кармелит» (не является ни общим, ни частным владением), то запрет мудрецов нарушается, когда выносят велосипед из дома в «кармелит», а также, возможно, нарушается запрет переноса предметов во владении «кармелит» на расстояние 4 амот. Кроме того, существует запрет мудрецов покидать «субботние пределы», то есть выходить на расстояние более 2000 амот за пределы города.
Если место, где едут, является «частным владением» (например, местом, где есть надёжный эрув – «смешение владений», специальная система, превращающая квартал в закрытый участок, «решут а-йахид»), то при езде на велосипеде не происходит нарушения запрета из Торы. Однако практически любая починка велосипеда (например, накачать шины, вернуть на место упавшую цепь) является запрещённой в субботу работой «маке бэ-патиш» («завершающего удара молотка» – завершения работы).
Есть мнение, что нет запрета ездить на велосипеде в «частном владении» (см. респонсы Рав Пэалим, Орах Хаим, часть I , симан 25), однако, по мнению большинства галахистов и, насколько мне известно, всех авторитетных раввинов нашего поколения это запрещено. Рамбан (Ваикра 23:24) пишет, что запрет «млахот» это запрещающая заповедь, а человек, который физически трудится, не нарушая запрета «млахот», нарушает предписывающую заповедь – заповедь субботнего покоя. По мнению Циц Элиэзер (21, 27) езда на велосипеде также является нарушением этой заповеди. По другим мнениям езда является нарушением запрета мудрецов совершать «будничные действия». Кроме того, по многим мнениям, запрещено ездить на велосипеде, так как мудрецы запретили совершать действия, которые могут привести к нарушению Шабата. При езде на велосипеде мы опасаемся, что, забыв про Шабат, человек может починить велосипед (например, накачать шины) или выехать за «субботние пределы».
С уважением,
Нохум Офман
Слушайте: Уроки по законам субботы
Читайте: обзор на тему Запреты Субботы
Редакция Толдот
Рав Нохум Офман
Рав Нохум Офман
А что делать, если я верю в Единого Всевышнего, какие книги я могу изучать? И как мне Ему молиться?
Рав Нохум Офман
Иногда можно. Как так?
Рав Нохум Офман
Что учат женщины?
Рав Нохум Офман
Об этом можно прочесть в Беур Алаха
Рав Нохум Офман
Это обычай Иерусалима.
Рав Нохум Офман,
из цикла «Талмуд, трактат Шаббат»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону