Темы: Суббота, Овадья Климовский, Постановления мудрецов
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ шаббат нельзя проходить больше чем 4 амот в решут арабим, но с остановками можно! обманываем Ашема?
Жаль, что вы остановились на такой простой теме. У нас в Торе есть масса подобных интересных моментов, когда кажется, что мы «хитрим». На самом же деле все подобные примеры легко объясняются, когда мы внимательно исследуем законодательные источники. Поступим так и на этот раз.
Начнем сначала. В Торе очень немного написано о законах Шаббата, практически никаких конкретных видов работ не названо в качестве запрещенных. Все подробности об этом мы знаем из Устной Торы. Однако перенос из одного владения в другое был выделен Торой (хотя тоже только в виде намека) специально, поскольку эта работа в глазах людей является неважной (комментарий Тосафот в трактате Шаббат). Поэтому мы не могли бы использовать логическую экстраполяцию, чтобы вывести из этого запрета другие, подобные ему, как это делается относительно остальных работ. Эти экстраполяции именуются на языке Талмуда «толадот» - как бы «порождения», вторичные запреты, вытекающие из первичного. Главной такой «толадой» запрета на перемещения из одного владения в другое является запрет на перемещение предмета на четыре локтя (амот) в «общественном владении», то есть на широкой улице.
Однако надо учесть, что у всех нарушений есть четкие определения. То есть, условия, только при наличии которых Тора нарушается, а если их нет – нет. Поясним на нашем же примере: для того, чтобы нарушить этот запрет, необходимы три действия, совершенные одним человеком: «акира» - взять предмет с места, собственно перенос, и «анаха» - положить предмет на новом месте. В «решут арабим» перенос должен быть не менее 4 амот, а если был меньше – нарушение не свершилось. Поэтому если человек, неся что-либо, останавливается чаще, чем через 4 амот, то каждый раз своей остановкой он совершает «анаха», что завершает перенос. Когда он идет снова, это уже новый перенос, который рассматривается отдельно.
Так что, как видите, никакого нарушения Торы просто нет в таком переносе. Истины ради прибавим, что наши Мудрецы, благословенной памяти, запретили переносить даже таким образом. Но в своем запрете они оставили исключение – на те случаи, в которых человек попал в безвыходное положение, оказавшись в Субботу на улице (не рассчитав время, например, чтобы дойти до дому еще перед Шаббатом) с кошельком в руках и т.п. Если возможна имущественная потеря, и рядом нет нееврея, которому можно было бы доверить ценность, то запрет Мудрецов на такую ситуацию не распространяется. Поэтому ощущения, на основе которых был задан Ваш вопрос, правильны – обычно нельзя переносить на улице (если нет «эрува» – специальной системы, превращающей квартал в закрытый участок – «решут аяхид»), но для особых ситуаций Мудрецы сделали исключение. Нарушить же Закон Торы можно только в случае угрозы для жизни.
Учите законы Субботы, их очень много!
Читайте: Шаббат – еврейская суббота
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Яков Шуб
Какое именно мясное запрещено есть с молочным?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Для того чтобы помочь человеку отвлечься от материальности, мудрецы приняли ряд постановлений, способных превратить Субботу в особый, не похожий на будни день
Рав Яков Шуб
Почему мудрецы запретили мыться в субботу горячей водой?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону