Темы: Шаатнез, Запреты, Рав Реувен Куклин, Одежда
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! В книге Левит написано, что нельзя носить одежды из разных тканей, но вот сейчас не могу нигде этого найти. Это правда? Почему?
Татьяна
Уважаемая Татьяна.
В книге Ваикра (Левит 19:19) сказано, что запрещено надевать одежду из ткани, сотканной из шерсти и льна вместе. Этот запрет приводится также в книге Дварим (22:11).
О смысле заповеди:
Б-г обещает Ицхаку (Бэрешит 26:5): «И умножу потомство твоё, как звёзды небесные; и дам потомству твоему все земли эти; и благословятся в потомстве твоём все народы земли, За то, что послушался Авраам гласа Моего и хранил завещание Моё: повеления (мицвотай) Мои, уставы (хукотай) Мои и учения Мои».
Объясняет Раши различие между хуким и мицвот: «Мицвотай – законы, которые, если бы они не были записаны (в Торе), всё равно следовало бы повелеть соблюдать, как, например, запрет грабежа и кровопролития. Хукотай – законы, о смысле которых дурное стремление и народы мира задают вопросы, как, например, запрет есть свинину и надевать одежду из смешанной ткани – из шерсти и льна. А эти законы не имеют (понятного человеку) смысла, это постановление Царя и уставы Его для рабов Его».
Из слов Раши мы учим, что все заповеди делятся на две основные группы:
В словах Раши заключается ответ на Ваш вопрос: у заповеди шаатнез нет смысла, доступного человеческому пониманию.
Однако слова Раши не означают, что в этой заповеди нет никакого смысла. Без сомнения, у каждой заповеди Творца есть глубочайший смысл. Как сказал царь Давид (Теилим 119:96): "Всему совершенному я видел предел, но заповедь Твоя пространна безмерно". Раши имеет в виду, что хуким – это такие заповеди, смысл которых сокрыт от нашего понимания.
Существование заповедей, у которых нет явного смысла, показывает, что выполнение заповедей не должно зависеть от того, понятны они нам или нет. Зная, что Творец приказал нам выполнять их для того, чтобы обрести благо, как сказано (Дварим 10:13): «Чтобы соблюдать заповеди Господа и уставы Его, которые Я заповедую тебе для твоего же блага», мы понимаем, что, несомненно, в этих заповедях сокрыт огромный смысл, и поэтому выполнение их приносит нам благо. В реальности мы пользуемся различными вещами, и решающим для нас является не понимание принципа их действия, а та польза, которую мы от них получаем.
Более того, истинная причина, по которой мы выполняем заповеди, в том, что так нам приказал Творец и Царь всей вселенной. Как пишет Раши: «Постановление Царя и уставы Его». Тот, кто выполняет только заповеди, смысл которых ему ясен, показывает, что, соблюдая заповеди, он намеревается не выполнить волю Б-га, а принести пользу самому себе.
Кроме того, необходимо знать, что даже когда речь идёт о заповедях, имеющих явный смысл, мы всё равно не можем постичь все причины, по которым они были даны. Сказал как-то рав Нойгершл: «Если бы я понял полностью смысл какой-либо заповеди во всех её аспектах, в тот же день мог бы сказать, что эта заповедь не была дана Творцом". Поскольку, если я могу сам полностью постичь смысл этой заповеди, нет необходимости, чтобы её дал мне Творец вселенной.
"Смысл заповедей" на иврите называется " טעם המצוות ", буквально "вкус заповедей", поскольку осознание смысла заповеди даёт нам возможность почувствовать её вкус, соединиться с ней. Однако это не более чем «вкус». Когда речь идёт о лекарствах, от которых зависит наша жизнь, мы не задумываемся об их вкусе, нам достаточно, что их прописал врач, чтобы спасти нас. Подобный подход должен быть и к заповедям Всевышнего.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте:
Все законы Торы – вне пределов нашего понимания
[1] В других местах они называются мишпатим ( משפטים ).
Рав Бенцион Зильбер
Правда ли, что одежду из льна и одежду из шерсти нельзя носить вместе?
Рав Реувен Куклин
Как заново всё начать?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Александр Красильщиков
Если действительно существует Творец, объявивший евреев избранным народом, назвавший Израиль первенцем, «сыном», и управляющий всем, что происходит в мире, как же могли безнаказанно происходить такие ужасные события в таком невероятном масштабе?
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
И пусть (царь) не обзаводится множеством жен, дабы не отвратилось сердце его (от Б-га)... (Дварим 17:17)
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Запрет наколок, шаатнез, выбривать виски...
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Нафтоли Суровцев
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Нельзя не только употреблять в пищу некашерную еду, но и торговать ей. Поэтому еврею нельзя открывать некашерную столовую и получать прибыль, даже если ее клиентами будут неевреи. Владелец предприятия или частной фирмы должен продать до Песаха всё квасное.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону