Темы: Элиша, Рав Реувен Куклин, Танах, Храм, Значение слов в Торе
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав Реувен Куклин.
В одном из Ваших ответов прочитал, что слово шульхан (стол) упоминается только по отношению к храму. А как же шульхан, упомянутый по отношению к Элише?
Жду ответа,
Вадим
Уважаемый Вадим!
В книге Мелахим 2 (4, 9-10) рассказывается о том, как пророк Элиша гостил время от времени в семье знатной женщины из Шунема. Сказала эта женщина своему мужу: «Вот, теперь я знаю, что человек Б-жий, который постоянно проходит мимо нас, святой. Сделаем, прошу тебя, небольшую верхнюю комнату, и поставим ему там постель, и стол, и стул, и светильник; и будет, когда он придёт к нам, то будет заходить туда». Из этого стиха ясно, что слово шульхан означает не только «стол для хлебов предложения», который был в Храме.
Стих, который Вы привели, – не единственное место, где слово шульхан означает просто «стол», а не «стол для хлебов предложения». В Танахе мы находим ещё много подобных мест.
Я не имел в виду, что нельзя найти во всём Танахе подобных мест. Я имел в виду, что первоначальное значение слова шульхан – «стол для хлебов предложения в Храме». И, действительно, во всём Пятикнижии слово шульхан употребляется только по отношению к столу для хлебов предложения.
Однако Ваш вопрос даёт нам возможность постичь удивительную вещь, «скрывающуюся» в этом стихе. Давайте задумаемся, почему Танах, обычно столь экономный в словах, считает необходимым перечислить все предметы мебели в комнате Элиши?
Из стихов, говорящих о гостеприимстве женщины из Шунема, мудрецы учат (Брахот 10а): «Каждый, кто принимает у себя мудреца Торы и даёт ему пользоваться своим имуществом, – словно приносит жертвы». Как я уже писал, Храм служил для того, чтобы поднимать материю на духовный уровень. Учат мудрецы, что существует ещё один способ поднять материю на духовный уровень – предоставить кров мудрецу Торы, поскольку всё, чем будет пользоваться мудрец, будет служить духовному – изучению Торы.
Четыре «предмета обстановки» в комнате Элиши напоминают о четырёх главных атрибутах Храма: стол, светильник, жертвенник и ковчег. Стул напоминает жертвенник, поскольку, говорят мудрецы, жертвенник находится (в духовных сферах) под «престолом (буквально, «стулом») Славы»; ковчег в самой книге Мелахим ( II ,11,2; см. комментарий Раши к этому стиху) называется «постелью». Удивительная вещь, слово «светильник» (менора) во всём Танахе, кроме этого стиха, употребляется, только когда речь идёт о светильнике, который был в Храме. Эти параллели нам показывают, насколько похожи Храм и жилище мудреца.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте: Тора - Танах - Библия
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Пророк Элиша (Елисей) предсказал множество важных для всего народа событий — в частности, победу объединенной армии Израиля и Йеуды над войском Моава.
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Элазар Нездатный,
из цикла «Книга Млахим»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону