Темы: Деньги, Цдака, Заповеди, Синагога, Обет
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. У меня вопрос касательно цдаки (благотворительности).
Если человек долгое время давал цдаку в одно учреждение, а потом решил полностью отдавать всю цдаку в другое (либо начал давать часть цдаки в другое место), считается ли это плохой практикой?
Насколько я слышал, если человек дает цдаку в какое-то учреждение больше 3 раз, он негласно дает обет делать это всегда, если только не утверждал обратного каждый раз, когда давал цдаку до этого. Так ли это, и насколько серьезно нарушение такого правила?
Интересует такая ситуация в целом — без контекста, а также в контексте. Например, если человек перестал давать цдаку в синагоге потому, что начал давать деньги близкому родственнику, который в нужде. Смягчает это ситуацию или нет?
Либо как вариант, если человек переехал в другую страну и начал давать цдаку в синагогу своего нового места жительства и перестал давать цдаку в свою прошлую синагогу.
Буду очень благодарен за развернутый ответ.
Спасибо большое за Ваш труд. N.
Уважаемый N.!
Мне видится, что если дать цдаку в какое-то определенное учреждение три раза, это обетом не становится.
Если человек совершает три раза какое-то действие, которое он делать не обязан — и знает, что не обязан, возможно, это становится обетом. Например, если он накладывал три раза тфилин Рабейну ТАМа[i], зная, что не обязан этого делать, возможно, это становится обетом.
Но давать цдаку в то или другое учреждение — понятно, что у человека есть какие-то приоритеты, куда давать цдаку, которые могут меняться.
А вообще приводится в Законе, что нехорошо отдавать всю цдаку в одно учреждение или какому-то одному человеку. Например, если у человека есть близкий родственник, который нуждается, — стоит дать ему значительную часть от цдаки, но не всю цдаку.
Сказано в Законе, что предпочтительнее давать цдаку своим родственникам, а затем — бедным того города, где человек живет. Значительную часть дают бедным своего города. И если человек поменял место жительства, вполне можно понять изменение его приоритетов, куда давать цдаку.
С уважением Бен-Цион Зильбер
[i] См. подробнее о тфилин вообще, а также статью «Тфилин рабейну ТАМ».
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Бейт-Кнесет
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Бенцион Зильбер
Накануне Рош а-Шана принято произносить формулу освобождения от обетов. Те, кто не владеют ивритом, могут воспользоваться сокращенным текстом на русском языке.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Ашер Кушнир
Рав Берл Набутовский
Расскажите мне о структуре синагоги
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский
Александр Витков
Ветеран Великой Отечественной войны — Витков Борис Моисеевич.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хава Куперман
Неизвестный автор
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Мендель Агранович
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши