Темы: Мудрость, Душа, Чудеса, Природа, Будущий мир, Страх, Благодарность, Связь с Творцом, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУв. раввины! У меня к вам вопрос. Знают ли живые существа о существовании Вс-вышнего? И если да, то где об этом сказано? Никита
Здравствуйте, Никита!
На первый взгляд трудно предположить, что животные знают о существовании Б-га. Ведь разум их материален и они не в состоянии осмыслить духовные (абстрактные, не связанные с материей) понятия. Скорее всего, они просто воспринимают мир как данность, не задумываясь над тем, Кто его создал, так же, как поступают некоторые не самые интеллектуальные люди.
«Вол знает владельца своего, а осел — ясли хозяина своего» (Йешаяу 1:3). Это то, что они могут осознать, и не более того, и никто не требует от них большего. Я еще не видел ни одного осла (в буквальном смысле) который занимался бы философией, или быка, который посещал синагогу. Поэтому животным и не были даны заповеди, в том числе — заповедь верить в Б-га.
Вы можете возразить: а как же известное сочинение наших мудрецов, называемое «Перек Шира» (или «Пиркей Шира» — «Отрывки песнопений»), где приводятся слова, которыми различные животные и птицы (и, кстати, неживая природа тоже) прославляют Б-га?
Вероятно, там имеется в виду, что сам человек, наблюдая за Творением, видит в нем бесконечную мудрость Творца. Видя ее, он испытывает восхищение и благодарность Создателю и ощущает, будто само Творение поет славу Всевышнему.
Поэтому и сказано («Перек Шира», предисловие), что у каждого, кто изучает «Перек Шира» в этом мире, удостоится мира Будущего. Разумеется, речь здесь идет не о бездумном чтении, а о том, что, всматриваясь каждый день в чудеса природы, мы всё больше постигаем Его мудрость, как сказали мудрецы: «Таким образом ты узнаешь Того, по Чьему слову был сотворен мир» (Сифрей[i] к стихам «Шма» — Дварим 6:4-9).
В восьмой главе «Законов раскаяния» Рамбам[ii] пишет, что наслаждаться благом Будущего мира может лишь бессмертная душа, которая по сути представляет собой то знание Творца и Его деяний, которое приобрел человек за всю свою жизнь. Получается, что от постижения мудрости Творца, проявляющейся в Его Творении, напрямую зависит наше положение в Будущем мире.
Вы всё же можете не согласиться, сказав, что в самой Торе описано, как ослица Билама видела ангела: «И увидела ослица ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке его, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; и Билам стал бить ослицу, чтобы поворотить ее на дорогу…» (Бемидбар 22:23). И это означает, что животные в состоянии воспринимать духовные объекты, каковыми являются ангелы.
Тем не менее, наш здравый смысл отвергает такую возможность и говорит: максимум, на что способны животные, — это почувствовать неясную опасность, как они, например, предчувствуя надвигающееся землетрясение или цунами, успевают от них спастись. Так и ослица Билама, скорей всего, просто почувствовала опасность, которую таит в себе ангел, и постаралась свернуть с дороги, вызвав ярость своего хозяина.
Кто знает, может быть, точно так же животные ощущают присутствие Б-га и бессознательно понимают, что они призваны исполнять Его волю?
С уважением, Арье Гальчук
[i] Галахический мидраш на книги Бемидбар и Дварим.
[ii] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Берл Набутовский
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону