Темы: Разум, Душа, Пророчество, Духовность, Помощь, Связь с Творцом, Материальность, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, существует ли в Иудаизме такая концепция как вселение Б-га в человека? В Торе и Пророках упоминается нечто подобное: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его»[i] и, например, «и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Б-гом»[ii]. Но такие формулировки не позволяют мне напрямую сделать вывод, что Б-г вселится в человека. Расскажите, пожалуйста, Ваше понимание. Антон
[i] Ирмияу 31:32: «…вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его (закон)…»
[ii] Шмот 29:45.
Шалом, Антон!
Разумеется, не следует понимать эту идею буквально. Сказать, что Бог «вселился» в человека, означает существенно Его ограничить, а также приписать Ему материальное свойство — нахождение в определенном месте.
Кроме того, что такая мысль противоречит здравому смыслу, есть в ней также неприятие одной из основ нашей веры, которая гласит, что Бог — нетелесен и к Нему не относятся никакие телесные понятия, и что у Него вовсе нет никакого «подобия», «формы». Да и в Торе сказано прямо (Бемидбар 23:19): «Б-г же не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы раскаиваться: Он ли скажет и не сделает? будет ли говорить и не исполнит?»
Кроме того, Писание, как Вы сами обратили внимание, никогда не пользуется таким выражением даже в переносном, метафорическом, смысле. Происходит это потому, что когда Тора желает «приписать» Всевышнему какое-нибудь человеческое свойство, разумеется, только для того, чтобы лучше разъяснить некую идею, она всегда выбирает лишь самые возвышенные (в глазах людей) уподобления. Тора может сказать «рука Б-га» (Шмот 9:3), «подножие Его» (Шмот 24:10), «сердце Б-га» (Берешит 6:6), но никогда не скажет, к примеру, «желудок Бога», поскольку такая метафора кажется нам неуместной.
И памятуя о том, каким ничтожным, слабым и незащищенным существом является человек, насколько он несовершенен и какое скромное место занимает в этой необъятной Вселенной, сказать, что «Б-г вселился в человека», даже в переносном смысле, означает — выразиться о Нем в унизительной форме. Поэтому такая метафора абсолютно недопустима.
Поэтому когда Писание хочет передать некую идею, подобную той, которую Вы, возможно, имели в виду в своем вопросе, оно говорит, что в человека вселился «дух Б-жий». В высказываниях же наших мудрецов для этого чаще употребляется выражение «дух святости» (Руах а-Кодэш).
В своем монументальном труде «Морэ Нэвухим» («Путеводитель колеблющихся»), посвященном основам нашей веры (ч. 2, гл. 45), Рамбам[i] упоминает о том, что подчас человек ощущает сверхъестественную поддержку Свыше, что может подвигнуть его на смелый и благородный поступок во имя Б-га и во имя тех, кто верен Б-гу. Это внутреннее побуждение называется «духом Б-га» в человеке.
Таков был уровень всех судей еврейского народа, о которых сказано (Шофтим 2:18): «И когда поставил им Господь судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от руки врагов их…», и уровень всех праведных еврейских царей.
Так сказано, в частности, о судье Ифтахе (там же, 11:29): «И был на Ифтахе дух Господень…», о богатыре Шимшоне (там же, 14:19): «И снизошел на него дух Господень…». Так сказано о царе Шауле (Шмуэль I 11:6): «И снизошел на Шаула дух Б-жий…», и об одном из военачальников царя Давида — Амасае, которого дух святости побудил прийти на помощь Давиду — помазаннику Б-га (Диврей а-Йамим I 12:18): «И дух объял Амасая, главу начальников: твои, Давид! И с тобою (мы), сын Ишая! Мир, мир тебе, мир помощникам твоим, ибо Б-г твой помогает тебе! И принял их Давид и поставил их среди глав отряда».
И самого Давида сопровождала такая Небесная поддержка с того момента, как он был помазан на царство, как сказано (Шмуэль I 16:13): «И взял Шмуэль рог с елеем, и помазал его среди братьев его; и снисходил дух Господень на Давида с того дня и позже».
Этот дух Б-га, снисходящий на человека, может вложить в его уста слова мудрости или восхваления Творца, и тогда о таком человеке говорят, что он «говорит духом святости». Именно духом святости были «продиктованы» Тэилим (Псалмы) царя Давида, а также книги царя Шломо — Мишлей, Коэлет и Песнь песней — и в целом все книги Танаха. О нем сказал Давид (Шмуэль II 23:2): «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке моем…»
И Билам, согласно Рамбаму, в своих благословениях еврейскому народу был вдохновлен духом святости, поэтому сказано (Бемидбар 23:5): «И вложил Господь слово в уста Билама, и сказал: возвратись к Балаку и так говори». В целом, этот «дух святости» является низшей ступенью пророчества. Так говорит Рамбам.
Мне же подумалось, что о каждом из нас тоже можно сказать, что в нем обитает дух Б-жий. И это — не что иное, как наш человеческий разум. Об этом сказал Элиу Ийову и его друзьям (Ийов 32:8): «Впрочем, это дух человеческий и дуновение Господне дают разум». Эта Б-жественная частичка, подарок Всевышнего, дает нам способность проникнуть во многие тайны Мироздания. «Душа человека — светильник Господень, исследующий все тайники утробы» (Мишлей 20:27).
Согласно многим классическим комментаторам[ii], именно из-за нее, души, сказано, что Б-г сотворил человека по Своему образу и подобию. Поэтому не следует пренебрегать этой частичкой или относиться к ней легкомысленно. И если наш разум не принимает идею о том, что Б-г может вселиться в человека, ощущая ее как противоестественную и нелогичную, стоит к нему прислушаться, ведь он — самое возвышенное, самое Б-жественное из всего, что только есть в человеке.
С уважением, Арье Гальчук
[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[ii] Раши, Рашбам, Радак, Сфорно и др.
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Берл Набутовский
Служить Творцу или продвигать свою душу на более высокий уровень?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Ашер Кушнир
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону