Темы: Виленский Гаон, Предназначение, Воспитание детей, Душа, Природа, Мишлей, Астрология, Работа
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброго времени суток, дорогой раввин! Меня зовут N. Вопрос касается карьеры. Имею высшее техническое образование. Мои родители люди советской закалки: всю жизнь работали на одном месте и на одной должности. Общество у нас достаточно консервативное, к карьеристам относятся настороженно.
С 2015 года уже менял 5 мест работы (электромонтер — инженер — ведущий специалист — главный специалист — начальник отдела). На мой взгляд, это нездоровое явление (хоть и карьерный рост). И сейчас чувствую себя не в своей тарелке. Просто не люблю сидячую работу. Что делать в таком случае? Может, переключиться на общественно-политическую деятельность?
Шалом уважаемый N.,
Я думаю, для начала стоит понять важный принцип в воспитании детей, и это поможет нам разобраться, что делать с самими собой.
Сказано в Мишлей (22:6): «Наставь юношу на путь его, и он не уклонится от него, когда и состарится».
Виленский Гаон[i] объясняет это, помогая нам понять глубокий смысл стиха и «нащупать» основу успешного воспитания и образования.
В своем комментарии к книге Мишлей (Притчей) он цитирует Талмуд (Шабат 156а), где сказано: того, кто рожден под планетой Марс, будет тянуть к кровопролитию. Ему предстоит проливать кровь. Соответственно, он будет врачом или моэлем (специалистом по обрезанию), или резником (специалистом по кошерному убою скота) — или же грабителем и убийцей.
Говорит Виленский Гаон: того, кто рожден с природой «кровопийцы», мы не можем изменить, не можем превратить в человека тонкого и чувствительного. (Эти наклонности можно распознать еще в детстве. Есть дети, которых вид крови повергает в шок, а есть такие, которых интересуют и даже «интригуют» травмы и синяки). Такой человек, как говорят мудрецы, «будет проливать кровь».
Но мы определенно можем направить его свойства в положительное русло: он может стать врачом, выполнять заповедь кошерного забоя скота и так обеспечивать людей мясом. Возможно, будет делать младенцам обрезание и таким образом приобщать их к союзу нашего праотца Авраама с Б-гом.
А если воспитателям не удастся направить его природные наклонности в какое-то положительное русло, то, не дай Б-г, он пойдет по дурному пути, станет убийцей…
То есть цель воспитания не в том, чтобы изменить природу ребенка (а при самовоспитании — свою собственную). Не пытаться менять даже тогда, когда она кажется опасной, гибельной. Такая попытка всё равно обречена на неудачу и может только сломить душу ребенка. Задача воспитания состоит в том, чтобы направить любую природу в положительное русло.
Поэтому еврейские мудрецы старались использовать слова «хорошие качества» или «плохие качества», а не слова «хороший характер (природа)» и «плохой характер» и т.д. Потому что каждое врожденное свойство можно направить туда, где оно будут уместно и востребовано.
Если использование своих свойств и склонностей осуществляется правильно, в соответствии с ценностями Торы, то это называется «хорошей мерой» и результат будет положительным. А если нет, то это «дурная мера».
В этом и заключается «наставление юноши на путь его», то есть нахождение правильного пути для проявления именно его природы, его наклонностей. Так ребенка можно подвести к тому, чтобы он успешно справлялся с трудностями и испытаниями жизни самостоятельно.
Это же относится и к нам самим. Правильно выбирать в жизни такую специальность и такое занятие, которые подходят и интересны именно нам, соответствуют нашей природе. Как говорят, к чему душа лежит.
Вы правы, советское воспитание в целом не приветствовало такой подход. За многих из нас родители заранее решали, кто будет врачом, а кто — инженером. Так что считаю, Вам стоит решить самому, где Вам больше нравится, от чего получаете больше удовлетворения, — и этим заниматься.
Естественно, важно принять в расчет и материальный аспект и маневрировать между заработком и самовыражением.
С уважением, Моше Аксельрод
[i] Виленский Гаон (Дер Вильнер Гаон, Раби Элияу бен-Шломо-Залман, а-Гро, 5480-5558 / 1720-1797) — знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Великий в знаниях и в своих душевных качествах, человек исключительных способностей, настоящий праведник, Виленский Гаон каждый поступок взвешивал на весах мудрости.
Рав Берл Набутовский
Рав Шимон Соскин
Как известно, астрология — это наука о влиянии небесных светил на жизнь людей. Она утверждает, что расположение звезд и планет в момент рождения человека определяет его способности, характер и судьбу в целом
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Основные принципы воспитания детей»
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Рав Овадья Климовский
Как помешать врагу вредить нам?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону