Темы: Испытание, Исправление, Страдания, Наказание, Заповеди, Проказа, Вера, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, помогите разобраться в себе. Когда у меня хорошее настроение, я верю в существование Б-га. Когда у меня плохое настроение, я не верю в Его существование. Являюсь я верующим человеком или нет? Дмитрий
Шалом, уважаемый Дмитрий,
У всех людей бывают «хорошие» и «плохие» дни. Бывает, что всё идёт по плану, всё получается и на работе, и дома. Со здоровьем всё хорошо, погода такая, как я люблю, и т.д. Тогда и настроение поднимается, чувствуем приток сил, положительной энергии.
Когда мы на подъёме, легче верить в Б-га, потому что всё хорошо и можно связать это с Всевышним: ведь всё, что происходит, — от Него. И, действительно, пробуждается желание благодарить Его за всё.
Но бывает, наоборот, что планы рушатся, денег не хватает, возникают проблемы на личном фронте и т.д. В такой ситуации уже сложней верить, что всё это — от Всевышнего и всё это — к лучшему.
Могут даже возникнуть претензии к Нему: как это так, я стараюсь соблюдать, воздерживаюсь от определённых грехов, а в ответ — вот тебе. Может, и вообще нет никакого «бога».
Естественно, у человека, долгое время живущего верой во Всевышнего, такие мысли не возникают, хотя и для него это — определённое испытание веры. И всё зависит от силы веры и тяжести испытания.
Как мы видим, во времена Холокоста были люди, которые даже укрепились в вере, хотя вокруг был настоящий ад. А были такие, которые, наоборот, перестали верить в Б-га.
Но важно знать, что невзгоды не приходят к нам просто так.
В недельной главе Тазриа Тора описывает такое явления как «нэгаим» — определённый вид язв, кожных заболеваний, которые появляются у человека. Есть законы, касающиеся духовной нечистоты, связанной с этим явлением. Однако после разрушения Храма все эти законы, по идее, к нам не имеют никакого отношения, т.к. мы все мы и так нечисты.
Однако «Сефер а-Хинух»[i] приводит объяснение, которое делает эти законы актуальными и для нас. Дело в том, что все эти язвочки и «проказа» посылается Свыше в качестве наказания. И человек, пораженный такой «проказой» должен какое-то время провести в одиночестве, вне стана. Это часть процесса очищения. В это время он должен обдумать свои поступки и понять, в чем его грех, раскаяться в нем и исправить свое поведение.
То же самое и в наше время. Законы о язвах сегодня не действуют, но принцип остался. Когда человеку нехорошо, всё идет не так, как он надеялся и планировал, происходят несчастья и т.д., стоит задуматься, посмотреть на свою жизнь, проверить, «всё ли я делаю правильно», а не просто ждать, когда плохая полоса наконец закончится. Это взгляд человека, который верит в Б-га.
Поэтому, как мне кажется (я незнаком с Вами и не знаю, на каком уровне Вы соблюдаете заповеди), Вы верите в Б-га, просто есть смысл продвинуться в служение Ему и набраться опыта — как реагировать на разные жизненные обстоятельства в качестве верующего человека. Со временем Вы сможете «видеть» Всевышнего и в непростых ситуациях.
Желаю Вам достичь полной веры в Творца.
С уважением, Моше Аксельрод
[i] «Сефер а-Хинух» («Книга Воспитания») — классический свод, содержащий все 613 заповедей Торы в том порядке, как они приводятся в Пятикнижии, и толкования к ним. На титульном листе пишется: «Комментарий одного из ришоним (ранних мудрецов)», т.к. книга издана анонимно. Из текста можно заключить только, что автор жил в 13 веке в Барселоне и происходил из левитов. Многие полагают, что труд составлен известным испанским мудрецом раби Аароном а-Леви, учеником Рамбана.
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу Тазриа
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Реувен Куклин
Чем будет жив праведник?
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону