Темы: Гер, Любовь, Психология, Раби Акива, Праведники, Любовь к Б-гу, Любовь к ближнему
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав! Помогите разобраться, кого надо любить прежде всего: себя, родственников, Бога, друзей, остальных людей?
Я на каком-то еврейском сайте прочитал интересный и — мне показалось — очень мудрый ответ раввина, что сначала надо любить то ли себя, то ли родственников, потом ближайших друзей, а любовь к остальным людям Земного Шара — это только у праведников (цадиков).
Помогите понять, кто должен стоять на первом месте, втором, третьем? Вот буддизм учит сострадать всем живым существам, христианство (на всякий случай — я не христианин) учить любить всех людей. Но я задумался и пришёл к такому выводу, что любовь ко всем — это любовь ни к кому. Так, может быть, надо ограничиваться любовью к ближайшим тебе людям? N.
Здравствуйте, N.
Любовь человека к самому себе часто проявляется на своем низшем уровне — материальном и телесном. И иногда — в форме удовлетворения сиюминутных материальных и телесных желаний. Это может стать основой для неправильных действий, а затем и дурных качеств и даже привести к разрушению личности, к разложению.
А учитывая силы и возможности человека, легко представить, что, разрушив себя, он может разрушить и всё вокруг себя.
С другой стороны, эта любовь — любовь к себе — может быть также святой и идеальной. При условии, что человек очищает себя, развивает и возвышает свой ум и интеллект и формирует свой характер и поведение таким образом, чтобы достичь более высоких уровней праведности. В таком случае взгляд человека на всё сущее будет светлым и радостным, исполненным любви.
И действительно, сотворенный мир очень хорош, когда человек, который смотрит на него, живет и действует в нем, хорош.
Поэтому, несомненно, любовь к себе необходима, но эта любовь должна принимать во внимание все стороны человека, материальное и духовное. Такая любовь предполагает знакомство со своими недостатками и преимуществами и умение жить с ними и использовать их во благо, на пути самосовершенствования — пути Торы.
(Напомню, что попытка просто убежать от собственных недостатков лишь вызовет дисбаланс в нашем внутреннем мире и постоянное ощущение «преследования» со стороны тех частей личности, от которых человек отказался. Это то, что именуется «Тенью» у Карла-Густава Юнга).
Одна из основополагающих заповедей Торы — «возлюби ближнего своего как самого себя» (Ваикра 19:18) — предписывает нам любить ближнего, что возможно лишь при условии любви к самому себе.
Также сказано в Вавилонском Талмуде (Бава Мециа 62а):
«Учат в барайте[i]: (представим себе следующую ситуацию): два человека идут по пустынной дороге и у одного из них есть кувшин с водой. Если оба будут пить из кувшина, то оба умрут, так как воды мало, а если только один из них будет пить, то доберется до населенного пункта. (О том, каков закон в этой ситуации), существует спор (мудрецов). Бен-Птора[ii] учил: “Лучше, чтобы они оба пили и умерли, и пусть ни один из них не увидит смерти другого”. Это было общепринятым мнением, пока не пришел Раби Акива[iii] и не указал, что в Торе сказано (Ваикра 25-36): “И пусть живет брат твой с тобой”: (“с тобой, а не “в результате твоей гибели, уже без тебя”), что означает: жизнь самого человека важнее для него жизни другого”.
Лишь заботясь о своей жизни, человек сможет позаботиться и о других. Только у того, кто любит себя и кому хорошо с самим собой, сердце может быть полно любви ко всем. Прежде всего необходимо смотреть “добрым глазом” и с любовью на себя, тогда человек сможет смотреть по-доброму и на других и любить ближнего своего.
Далее, несомненно, идут родственники. В качестве примера можно привести то, что сказано в мидраше[iv] “Тана де-Вей Элияу Рабба” (27):
“…сказано ясно у пророка Йешаи (58:7) “…чтобы разделил ты с голодным хлеб твой и бедняков скитающихся ввел в дом? Когда увидишь нагого, одень его, и от родственника твоего не скрывайся и т.д.” Каким образом? Если у человека достаточно пропитания для собственной семьи и он желает дать милостыню, чтобы самому содержать других, то в первую очередь должен содержать отца и мать. А если что-то осталось, то пусть содержит своих братьев и сестер. Если еще осталось, то пусть содержит остальных членов своей семьи, далее — соседей. А затем пусть умножит милость к остальным сынам Израиля, которые упомянуты во вторую очередь — “и бедняков скитающихся ввел в дом””.
То есть в первую очередь — любовь к своей семье, к ближайшему окружению, во вторую — любовь ко всем ближним, своим единоверцам.
Существует также заповедь “любить пришельца”[v] (Дварим 10:19); имеется в виду гер цедек — пришелец, который стал единоверцем, принял еврейство (гиюр), и гер тошав — пришелец, поселившийся в Земле Израиля и соблюдающий заповеди потомков Ноаха[vi]. Гаон из Рогачева[vii] пишет, что в наше время само соблюдение этих заповедей дает человеку статус гер тошав.
Но и это еще не всё. Ведь, несомненно, следует стремиться любить всё творение, как сказано в Иерусалимском Талмуде (Недарим 9): “Сказал Раби Акива: “возлюби ближнего своего как самого себя” — это основополагающий принцип Торы. На что ответил его ученик Бен-Азай[viii]: сказано: “Вот родословная Адама” (Берешит 5:1) — этот принцип важнее предыдущего”.
Поясняет Корбан а-Эда[ix], что речь идет обо всех народах мира, “всех, кто произошел от Адама”. И хотя в споре ученика и учителя закон устанавливается в соответствии с мнением учителя, в данном случае Раби Акива согласился с Бен-Азаем. Об этом говорит следующее изречение Раби Акивы (Авот 3:14): “Любим (Б-гом) человек, который сотворен по образу (Б-га); особая любовь к нему выражена в том, что он сотворен по образу (Б-га), согласно сказанному (Берешит 9:6): “Ибо по образу Б-жию создал Он человека””.
Тора предписывает нам уподобляться Творцу в Его отношении к творению. Как Он милосерден, так и нам надо стремиться быть милосердными. Таким образом, идя от минимума — любви к себе, можно прийти к цели — следовать путями Творца в этом мире, что включает в себя и любовь к творению.
Так, любя себя, семью, окружающих, а затем — человечество и творение, мы можем прийти к истинной любви к Творцу. Можно идти и “от обратного”: когда человек постигает, насколько велика любовь Творца ко всему сущему, он и сам исполняется любви.
С уважением, Леви-Ицхак Риц
[i]Барайта или брайта (арам. “внешняя”) — это положения Закона или агада (истории, притчи, иносказания), которые не были включены в Мишну, кодифицированную раби Йеудой а-Наси.
[ii] Бен-Птора — мудрец Мишны третьего поколения.
[iii] Раби Акива бен-Йосеф (3775-10 тишрея 3896 / 15-135, Эрец-Исраэль) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен, глава поколения после разрушения Второго Храма.
[iv] Мидраш (ивр. “толкование”) — часть Устной Торы, толкование Письменной Торы с помощью традиционных методов анализа текста, полученных Моше Рабейну на горе Синай.
[v] “..любите пришельца, ибо сами были вы пришельцами в земле Египетской”.
[vi] См. “Потомки Ноя и семь заповедей человечества”.
[vii] Раби Йосеф бар-Эфраим-Фишл Розин (Гаон из Рогачева, Рогачевер; 5618-5696 / 1858-1936; Белоруссия, Польша, Латвия) — выдающийся законоучитель и комментатор Писания.
[viii] Раби Шимон бен-Азай (в Мишне назван просто Бен-Азай; ок. 3775 — ок. 3895 / ок. 15 — ок.135; Эрец-Исраэль) — мудрец Мишны, ученик раби Йеошуа, учился также у Раби Акивы, а впоследствии стал его талмид-хавером — товарищем по совместному изучению Торы.
[ix] Раби Давид бар-Нафтали-Гирш Френкель (Корбан а-Эда; 5467-5522 / 1707-1762; Германия) — комментатор Талмуда, крупнейший специалист по Иерусалимскому Талмуду. “Корбан а-Эда” — комментарий на значительную часть Иерусалимского Талмуда, печатается в классических изданиях рядом с основным текстом.
Рав Реувен Куклин
Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Реувен Куклин
Как полюбить несимпатичного ближнего?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Погружение в микву — составная часть процесса перехода в иудаизм, без которой нееврей не может стать евреем.
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону