Темы: Эмоции, Тшува, Психология, Помощь, Чувства и разум, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Подскажите, пожалуйста: нерелигиозный человек интересуется Богом и иудаизмом, при этом совершенно не знает о Танахе. С чего лучше начать диалог? С какой темы? Или с конкретной истории. Как лучше донести основы и суть нашей религии?
Понимаю, что мой вопрос, возможно, не совсем корректный. Что каждому человеку интересно что-то определённое и нужно чувствовать, когда он увлечённо слушает.
Часто оказываюсь в ситуации, когда знакомые начинают интересоваться иудаизмом. И я переживаю, что начинаю так возбужденно обсуждать эту тему, что не доношу самое главное, а распыляюсь на какие-то детали. N.
P.S.: От всей души огромное спасибо вашему сайту! Всем, кто работает, и всем пользователям. Благослови Господь всех вас!
Каждый день захожу, с огромным интересом читаю, слушаю лекции, узнаю для себя много нового, нахожу ответы на свои вопросы и приближаюсь ко Всевышнему.
Здравствуйте, N.!
Спасибо, что обратились к нам, и спасибо за теплые слова!
Ваш вопрос — как заинтересовать человека, который спрашивает об иудаизме. Или: как правильно «керувить», т.е. приближать к вере людей, от нее далеких. Вопрос важный, ведь помочь еврею вернуться к своей Традиции — одно из самых добрых дел, которые только можно для него сделать.
Конечно, всем нам, соблюдающим, и особенно тем, кто сам пришел к вере, — баалей тшува, хочется поделиться своей находкой, осчастливить и просветить всех и каждого.
Но, кажется, есть тут некоторая путаница: многие думают, что приблизить «заблудшего» — это значит: обучить его законам Торы, т.е. предоставить информацию. К сожалению, всё совсем не так просто. Обо всех законах и обычаях иудаизма сегодня можно узнать из книг и сети. Любая информация доступна, тем не менее, число тех, кто вернулся к корням, к Торе и мицвот (заповедям, данным евреям), только читая статьи и слушая лекции, — ничтожно мало.
Кажется, что главная сложность на пути тшувы («раскаяния», возвращения к своему еврейству) заключается совсем в другом. Важно понимать, что возвращение к иудаизму — это процесс работы человека над самим собой. Процесс поиска и изменений, пересмотра взглядов, принятие другой реальности. Это длинный и непростой маршрут, который каждый должен пройти сам. Естественно, ему нелегко, особенно в начале. Ведь он совсем один стоит перед чем-то абсолютно незнакомым ему, боится, не верит, опасается подвоха.
То, чего ему действительно не хватает, — это не информация, а мотивация. У человека должно быть желание искать и силы двигаться дальше. Но любая мотивация пропадет без поддержки и заботы со стороны других. И это — то единственное, что мы можем и должны сделать: поддержать. Если никто не поддержит человека на этом пути, его интерес к Традиции очень быстро сойдет на нет.
Возможно, не все со мной согласятся, но я убежден и видел это не раз на конкретных примерах, что вкусная еда, теплая домашняя атмосфера и, главное, небезразличие к человеку, участие — это то, что приближает людей лучше любых разговоров о Б-ге. Ведь человек всегда идет туда, где ему комфортно, где его любят.
Можно долго рассказывать, например, о том, как важно, согласно Традиции, помогать другим: хесед, цдака и т.п., а можно просто одолжить человеку денег в час нужды (не чтобы стал религиозным, а из искреннего желания помочь — люди это чувствуют). У кого-то есть сомнение, что более действенно? Так, пригласить человека в гости на субботу — в 100 раз действеннее, чем лучшая лекция о соблюдении субботы.
Конечно, знание Торы и Традиции тоже важно. Еврей должен знать, к чему стремиться, усваивать постепенно мировоззрение иудаизма. Но это — уже следующий этап, это после того, как у него созрело желание слушать. А чтобы было желание, нужны тепло и поддержка.
О чем говорить?
При первом знакомстве со светским человеком вообще не рекомендуется говорить о Торе. Стоит найти нейтральные темы для разговора: семья, дети, работа[1]. Если он спрашивает о религии — ответить коротко, не заостряя внимания. Захочет человек продолжать знакомство или нет, будет зависеть от нашего умения общаться, а не красноречия и умения убеждать.
Если некто «далекий» пришел на урок Торы или сам попросил нас рассказать ему о Торе, стоит обратить внимание на ряд моментов, перечисленных ниже.
По-видимому, в деле приближения других к Традиции решающее слово скажет наше сердце, а не язык. Исходной точкой должно быть желание помочь тому, кто задал вопрос, а не переубедить его. Как сказал Хазон Иш [4] (Йорэ Дэа, 2:16): «возвращать их (далеких от Торы) узами любви…».
И конечно, нельзя забывать, что и здесь далеко не все зависит от нас. На всё воля Всевышнего, у Него и будем просить, чтобы наше старание приблизить других к ценностям Торы увенчалось успехом.
С уважением, Нохум Желязник
[1] Часто светский человек чувствует «преграду» и недоверие, вызванное внешним видом религиозного. Есть такие, что убеждены, что все соблюдающие — двинутые. Прежде всего необходимо преодолеть этот барьер. Пусть убедится, что вы — нормальный человек, а не инопланетянин.
[2] Кроме того, логический спор уместен, когда обе стороны находятся в одной системе понятий. Два математика могут спорить, скажем, о доказательстве некой теоремы только потому, что оба признают догмы математического аппарата. Они в одной и той же логической схеме. А когда два интеллигента заводят «логический» спор о Б-ге, заранее понятно, что никто никому ничего не докажет, ведь каждый находится в своей системе понятий.
[3] Все мы (и особенно — мужчины) склонны не соглашаться с продиктованной нам точкой зрения. Неприятно слышать от другого человека, что ты был неправ. Другое дело, когда мы сами приходим к выводу. Если это «Я понял», это мое достижение, оно не вызывает отторжения.
[4] Раби Авраам-Йешая бар-Шмарьяу-Йосеф Карелиц (Хазон Иш, 5639-5714 /1879-1953; Белоруссия — Литва — Эрец-Исраэль — Израиль) — духовный лидер и ведущий законоучитель своего поколения.
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Реувен Пятигорский
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Ашер Кушнир
Как реагировать на презрительные реплики «русских пенсионеров» о нашей многодетности? Конечно, это весьма нездоровые люди, но как справиться с неприятным ощущением? Кому есть дело до их мира — мира пустоты, ненависти и эгоизма?
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Михаэль Солганик
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону