Темы: Предназначение, Смысл жизни, Тшува, Грех, Чувства и разум, Бааль Тшува, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Скажите, пожалуйста, как бааль-тшува (человеку, вернувшемуся к соблюдению еврейской Традиции) порвать со своим прошлым?
Я имею в виду не просто «порвать», а — как человеку до основания измениться? Причём очевидно, что даже если человек выучит всю Тору, она всё равно будет стоять на «фундаменте» прошлой жизни. Возможно ли изменить «фундамент»? Или это воплощается только в детях баалей-тшува? Большое спасибо за вашу работу! Илья
Шалом, уважаемый Илья,
Ваш вопрос очень актуален для многих баалей-тшува. Человек изменил свою жизнь, нашёл смысл собственного существования, открыл Всевышнего и Тору. И, естественно, ему хочется измениться полностью.
Он понимает, что в прошлой жизни было немало неправильного. В сознании сохранилось много понятий, чуждых Торе. Остались воспоминания обо всем, что видел и слышал. Есть определённые интересы и влечения, которые неуместны сейчас. И всё это очень мешает почувствовать себя «настоящим религиозным». Хочется быть как все — те, кто соблюдает с детства. Чувство очень понятное, мне тоже оно знакомо.
Но, прежде всего, следует помнить: всё, что происходит с нами, происходит не случайно! Если кто-то родился в нерелигиозной семье — это не ошибка, а такова была воля Творца. Значит, задача этого человека в мире — начать свой жизненный путь именно с такой точки отсчёта, а не с другой. Именно так он сможет сделать то, что предписано ему Свыше. Поэтому не стоит переживать о том, что является фактом, от нас не зависящим.
Теперь более конкретно по вопросу. Важно понять, что память невозможно стереть. И то, что мы пережили и испытали, останется с нами навсегда. Тем более то, что запечатлелось в памяти, когда мы были детьми. Рав Вольбе[i] говорил, что в наши дни почти все баалей-тшува имеют статус «тинок ше-нишба» («ребенок, побывавший в плену» — росший без понятия о том, как жить еврею), это люди, у которых бар-мицва (еврейское совершеннолетие) задержалась на несколько лет. Поэтому не стоит копаться в прошлом, а лучше заниматься настоящим.
Есть такие баалей-тшува, которые, например, услышав песню, которую любили в «прошлой жизни», начинают уверять себя, что эта песня не красива (хотя их внутреннее ощущение иное). И так реагируют на всё, что напоминает о прежних временах. Если подобное поведение повторяется много раз, то человек начинает опасный путь отрицания и непризнания своих чувств.
В конце концов, такой человек отдаляется от себя и живёт под маской. И превращается в того, кто не живёт своей жизнью, а просто совершает действия, не отражающие его внутренний мир. Такое положение дел может привести к полному уходу от соблюдения, т. к. человек обнаружит в один прекрасный день, что живёт не своей жизнью, и его потянет обратно, туда, где его внутреннему миру хорошо!
Вместо того чтобы думать и сожалеть о прошлом, стараться «выдавить» его из себя, важно заняться настоящим. Со временем бааль-тшува научится стабильно получать удовольствие от изучения Торы, наслаждаться субботой, ощущать удовлетворение от хорошей молитвы и т. д. И тогда старые воспоминания о прежних событиях будут меньше «всплывать», т.к. будет достаточно «острых ощущений» от настоящей жизни.
Кроме того, наше прошлое может принести пользу. Жизнь, прожитая до тшувы (возвращения к Торе), — это не просто «собрание грехов», но и жизненный опыт, который необходим для нашего продвижения. Гмара (Кидушин 33а) рассказывает, что раби Йоханан[ii] вставал перед стариками-неевреями — из уважения. Ведь они пережили много разных событий и невзгод и поэтому у них большой жизненный опыт.
Человек, живший в нерелигиозном или вообще нееврейском обществе, лучше знает, что такое «таава» (вожделение), которое «сживает человека со света» (Пиркей Авот 4:21). Он знает очень хорошо, до чего можно докатиться, если нет Торы, которая удерживает нас от падения и помогает подняться.
Именно по этой причине баалей-тшува часто намного серьезнее относятся к заповедям и больше понимают опасности современного нерелигиозного общества. Потому что они знают это по собственному опыту и испробовали на себе, как живётся «там». Мудрецы говорят, что у баалей-тшува грехи превращаются в заслуги. И рав Вольбе поясняет, что сами грехи могут быть инструментом в понимании Торы и саморазвитии.
Это относится не только к грехам, но и к любому опыту и знаниям, которые были приобретены в нерелигиозном мире. Например, тем, кто занимался наукой, именно эти знания могут помочь в поиске истины и приближении к Всевышнему.
Так что стоит не сожалеть о прошлом, а, наоборот, использовать его!
Желаю Вам успехов на пути Торы!
С уважением, Моше Аксельрод
[i] Раби Шломо бар-Моше Вольбе (5674-5765 / 1914-2005, Германия, Польша, Латвия, Швеция, Земля Израиля — Израиль) — выдающийся деятель движения Мусар и педагог. В начале Второй мировой войны участвовал в деятельности Комитета спасения, вызволяя из пылающей Восточной Европы знатоков Торы. Достал несколько сотен виз, которые, в частности, спасли жизнь учащимся и преподавателям ешивы Мир. После Шестидневной войны стал одним из духовных лидеров баалей тшува — евреев, возвращающихся к Торе и заповедям.
[ii] Раби Йоханан (ум. в 4039 /279) — глава мудрецов Земли Израиля, заложивший основы Иерусалимского Талмуда.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Журнал «Мир Торы»
Еврейская традиция включает в себя не только знание различных еврейских книг, правильное понимание и выполнение законов, в них записанных, но и принадлежность к еврейской общине
Рав Михаэль Солганик
Журнал «Мир Торы»
Ни Земля Израиля, ни язык, ни общие беды — ничто на свете не способно объединить евреев всего мира в единый народ, кроме Торы. Все остальное в еврейской истории проистекает из того, что сообщает еврею Тора, и без Торы сразу теряет очевидность. Еврей, который не живет по Торе, является евреем лишь потенциально.
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Овадья Климовский
Какие смысловые различия кроются за этими терминами?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону