Темы: Богатство, Ненависть, Зависть, Запреты, Заповеди, Ицхак, Хесед, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброе время суток! Мой вопрос таков: как реагировать, когда окружающие, в особенности, те, кого подпускаешь к своей жизни, начинают упрекать в том, что я хорошо живу?.. Так поступают, конечно же, не все, но есть такие люди тоже, и их немало.
Не хочется грубо реагировать на такое. Так, получается, нужно скрывать всё от таких людей, избегать общения? Чаще всего это родственники…
Речь идёт о материальном благополучии, о хорошей работе, об отдыхе, да практически обо всем благополучии, которое есть, хотя оно тоже не падает с неба… Подскажите, как поступать в такой ситуации правильно. Не хочется враждовать с людьми и пробуждать ненависть к себе. Благодарю за внимание. N.
Здравствуйте, N.!
Спасибо за замечательный вопрос!
По-видимому, «Что делать, когда окружающие начинают упрекать, что хорошо живу?» следует понимать как «Что делать и как реагировать на проявления людской зависти?»
Прежде всего, Вы абсолютно правы: не ссориться. Зависть не должна стать поводом для вражды. Мир с родственниками ценен, его надо беречь. Наш вопрос: что делать и можно ли подобное предотвратить?
Зависть плиштим[i]
Зависть окружающих — не новое явление. Так, наши праотцы были небедными людьми, Б-г наделил их большим богатством. А окружающие завидовали.
Тора (Берешит 26:12-22) рассказывает об отношениях нашего праотца Ицхака и народа, среди которого он жил:
«12. И посеял Ицхак на той земле и собрал он в том году стократно; и благословил его Господь. 13. И великим стал муж, и возвеличивался все больше, пока не стал чрезвычайно великим. 14. И были у него стада мелкого скота и стада крупного скота, и хозяйство большое; и завидовать стали ему пелиштим. 15. И все колодцы, выкопанные рабами его отца, в дни Авраама, его отца, засыпали пелиштим и заполнили их землей. 16. И сказал Авимелех Ицхаку: Уходи от нас, ибо ты окреп у нас премного. 17. И ушел оттуда Ицхак, и станом расположился в долине Гераp, и поселился там. 18. И вновь Ицхак откопал колодцы водные, которые выкопали в дни Авраама, его отца, и засыпали их пелиштим после смерти Авраама. И дал он им имена как имена, которые дал им его отец. 19. И копали рабы Ицхака в долине и нашли там колодец ключевой воды. 20. И спорили пастухи Гeрара с пастухами Ицхака, говоря: Наша вода! И нарек он колодцу имя “Эсек”, ибо они вели тяжбу с ним. 21. И выкопали другой колодец, и спорили также о нем, и он нарек ему имя “Ситна”. 22. И перенес оттуда (свой стан), и выкопал другой колодец, и не спорили о нем, и он нарек ему имя “Реховот” и сказал: Ибо ныне простор дал нам Господь, и мы размножимся на земле».
Как поступал Ицхак? Он не ругался, не мстил, а молча уходил и выкапывал себе новый колодец. Всеми силами старался избежать конфликта. Так и нам сегодня, столкнувшись с проявлениями зависти, стоит промолчать, не заметить, сгладить. Если есть возможность — отреагировать с юмором, разрядить обстановку.
Чья проблема?
Если честно, то зависть — это проблема завидующих, а не того, кому завидуют. Вот эти родственники должны были бы задать вопрос: «Что делать? Помогите! Такая у нас родственница есть успешная, ну никак не можем побороть свою зависть. Спасайте, зависть портит нам жизнь!» (Почему-то пока что родственники молчат. По-видимому, не осознали еще всю тяжесть своей ситуации.) А сам человек — предмет зависти, — в принципе, ни в чем не виноват, имеет полное право продолжать получать удовольствие от заработанных (с Б-жьей помощью) средств[ii].
Это — по букве закона. Однако большое преимущество человека и более высокий нравственный уровень — стараться предотвратить, насколько это возможно, возникновение зависти в наш адрес.
Об этом пишет автор «Орхот Цадиким»[iii] (в главе «Зависть»): «Древние мудрецы молились: “Да не позавидуем другим, и да не позавидуют нам” (Йерушалми Брахот 4; 2). Почему, молясь о других, они просили именно об этом? Ибо в этом суть: многие люди побуждают (других) к тому, чтобы им завидовали. Надевая красивую одежду и не давая ближнему от своего, они побуждают к тому, чтобы им завидовали и желали их имущества. Потому-то мудрецы и молились о других, — дабы не привести их к зависти».
И автор «Орхот Цадиким» продолжает: «Вот почему добрым поступком будет, если человек не наденет слишком красивую, роскошную одежду; ни сам, ни жена его, ни дети его! То же касается еды и прочего, — дабы другие не завидовали ему».
Иными словами, следует, по возможности, скрывать свои достижения и богатство. Не показывать, не выделяться. Во-первых, выигрываем хорошие отношения с окружающими. Во-вторых, иди-знай, а вдруг некто возжелает наш «Ягуар», например, да так сильно, что постарается заполучить его. А это уже совсем плохо — нарушение заповеди «Лё тахмод», «не возжелай». Получится, что мы (косвенно) привели еврея к нарушению запрета Торы.
Б-г велел делиться
Еще один совет дает автор «Орхот Цадиким»: тот, кто богат, должен делиться. Бывает, что «богатый дядюшка» никак не замечает, ну, в упор не видит своих близких. Будто они не существуют. А потом жалуется на зависть. Ведь это нормально, что люди ожидают от «богатого» более существенных подарков, чем от «простых смертных». Ожидают также помощи в час нужды.
Конечно, во всем должна быть верная пропорция, не надо раздавать все деньги бедным родственникам. Но важно стараться, чтобы другим было хорошо вокруг нас, как пишет «Орхот Цадиким»: «А тот, кого Создатель наделил богатством, пусть даст бедным и несчастным от богатства своего, пусть мягок будет в обращении с ними, пусть оказывает им добро и милость».
Достаток — это тоже испытание. Богатому человеку следует учиться правильно играть свою роль и грамотно распоряжаться тем, что Всевышний ему дал. Верное отношение к имуществу — «Это не всё мое, это Б-г вручил мне, чтобы передать часть другим в соответствии с законом Торы» — поможет избежать многих неприятностей.
С уважением, Нохум Желязник
[i] Филистимляне (плиштим) — древний народ, который жил вдоль морского побережья в юго-западной части Земли Кнаан. Долгое время плиштим являлись соседями народа Израиля. Многие эпизоды борьбы между филистимлянами и евреями описаны в Танахе, например, история Шимшона (Самсона) или боя Давида с Гольятом (Голиафом), богатырем из войска филистимлян.
[ii] По сути, в «хорошей» жизни нет ничего предосудительного, если она не мешает соблюдению законов Торы. Наоборот, желание Творца — чтобы человек получал радость от жизни, в том числе — и от материальной стороны жизни. Другое дело, что зачастую погоня за достатком становится причиной отхода от Торы, поэтому нам следует быть очень аккуратными в этой области (Н.Ж.).
[iii] «Орхот Цадиким» — трактат неизвестного автора эпохи средневековья, классическое произведение еврейской этики. В книге подробно разбираются различные человеческие недостатки и способы избавления от них, а также человеческие достоинства и пути их приобретения.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Реувен Пятигорский
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Моше Пантелят
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Это всё должно было быть моим, но по недоразумению досталось ему...
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
За то, что праведный Дама бен Нетина отказался извлечь прибыль из совершенного им доброго дела, в ту же ночь на Небесах было решено воздать ему другой наградой. По материалам газеты «Истоки»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону