Темы: Золотой телец, Грех разведчиков, Исправление, Душа, Женщина, Изучение Торы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему женщины вообще не участвовали в грехе золотого тельца? N.
Здравствуйте, N.
Действительно, женщины не участвовали в создании золотого тельца. Они сказали (Мидраш Танхума к разделу Ки тиса 19): «Не дай нам Б-г предать Святого, благословен Он, Который сотворил для нас все эти чудеса, и поклониться идолу!»
С другой стороны, когда собирали средства для строительства Мишкана (переносного Храма, Скинии), женщины с готовностью пожертвовали свои украшения на строительство.
И в грехе разведчиков (Бемидбар 13), когда мужчины отказались войти в Святую Землю, женщины не принимали участия, поэтому им не был вынесен приговор умереть в пустыне. Мудрецы говорят (Бемидбар Рабба 21:10): в том поколении женщины исправляли то, что «портили» мужчины. А мы от себя добавим, что, быть может, и не только в том поколении.
В Талмуде (Таанит 11а) мудрецы задают вопрос: если человек совершает преступление втайне, кто будет свидетельствовать против него на Высшем Суде? И отвечают мудрецы: камни (стены) его дома свидетельствуют о нем! Как сказано (Хаваккук 2:11): «Ведь камень из стены вопиет и щепка деревянная отвечает ему!»
В школе раби Шела[i] говорили: два святых ангела, которые сопровождают человека, куда бы он ни шел, свидетельствуют о нем, как сказано (Тэилим 91:11): «Потому что ангелам Своим Он заповедует о тебе — хранить тебя на всех путях твоих».
Раби Хидка[ii] говорит: душа человека свидетельствует о нем, как сказано (Миха 7:5): «…от лежащей в/на лоне твоем стереги двери уст твоих».
Другие мудрецы утверждают: органы человеческого тела свидетельствуют о нем! Как сказано (Йешаяу 43:10): «Вы — свидетели Мои, слово Господа…»
Бен Иш Хай[iii] задает вопрос (в своем комментарии к трактату Таанит, «Бен Йеойада»): если душу человека судят на Высшем Суде (а мы знаем, что судят именно душу вместе с телом), как же она может о нем свидетельствовать? Ведь не может подсудимый стать свидетелем!
И отвечает, что судят только ту часть души, которая пришла в этот мир несовершенной — ради исправления. Вместе с ней в этот мир спускаются и другие части души — уже полностью исправленные. Им не полагается наказание за совершенные человеком преступления, они лишь делят с ним награду за те заповеди, которые он исполнил.
Эти части души, по сути, не является частью человека, а лишь сопровождают его в его жизненном пути. Подобно женщине, которая, как известно, получает долю в награде, полагающейся ее мужу за изучение Торы. И делит с ним награду за исполнение других заповедей, в том числе — тех, от которых она освобождена. Но ей не полагается наказания за совершенные мужем преступления.
Об этом говорит стих, который приводят мудрецы: «…от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих». Буквально речь идет о жене, а иносказательно — о той части души, которая не нуждается в исправлении. Она сопровождает человека в этом мире, разделяя с ним награду за исполнение заповедей, но — не отвечая за его грехи, и она же свидетельствует о нем в Высшем Суде.
Узнав всё это, мы сможем осторожно предположить, в чем именно состоит роль женщины, для чего она появляется в этом мире. Можно будет сказать, что она приходит в этот мир совершенной, не нуждающейся в исправлении, лишь для того, чтобы помочь исправится своей половинке, не столь совершенной, как она сама.
«Нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему» (Берешит 2:18). Женщина призвана помочь мужчине исправиться. Мудрецы говорят (Бава Батра 16а), что Всевышний сотворил дурное начало и сотворил к нему приправу (или от него лекарство) — Тору. Мы знаем, что у женщины нет обязанности изучать Тору.
Это не означает, конечно, что у женщин вовсе нет дурного начала, но можно сказать, что их природной скромности и богобоязненности вполне достаточно для того, чтобы это начало преодолеть, и они, в отличие от мужчин, не нуждаются в таком сильном средстве, как изучение Торы.
Известно: мужчины каждое утро благословляют Всевышнего «за то, что… не создал меня женщиной», а женщины благословляют «за то, что… создал меня соответствующей воле Своей». И в этих словах есть глубокий смысл — женщина сотворена соответствующей воле Бога, сотворена совершенной. И ее задача лишь в том, чтобы совершенства этого не потерять. Мужчина же рождается несовершенным, полным недостатков, — чтобы всю свою жизнь посвятить стремлению к совершенству.
С уважением, Арье Гальчук
Раби Йосеф-Хаим бар-Элияу из Вавилона (Бен Иш Хай; 5593-5669 / 1833-1909, Багдад) — выдающийся законоучитель, проповедник и каббалист, духовный лидер еврейских общин Востока.
[i] Раби Шела — амора (мудрец Талмуда) первого поколения, Эрец-Исраэль — Вавилония, глава ешивы Сидры (которая позже стала называться ешивой Наардеи), учитель рава Хисды.
[ii] Раби Хидка — тана (мудрец Мишны) четвертого поколения, один из учеников Раби Акивы.
[iii] Раби Йосеф-Хаим бар-Элияу из Вавилона (Бен Иш Хай; 5593-5669 / 1833-1909, Багдад) — выдающийся законоучитель, проповедник и каббалист, духовный лидер еврейских общин Востока.
,
Журнал «Мир Торы»
В первой главе Торы говорится, что Вс-вышний сотворил человека, и это творение было и мужчина, и женщина. Одно тело, которое имеет два лица.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Мирьям Климовская
Почему мужчина благословляет Всевышнего за то, что Он не создал его женщиной?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Разведчики, которых послал Моше, многократно нарушили его указания. Вместо того, чтобы отчитаться перед лидерами еврейского народа, они огласили свои впечатления публично.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза
Рав Берл Набутовский
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тамуз • Пост 17-го Тамуза • Пять бедствий в один день • 17-е Тамуза в пустыне • Сделай нам идола • Восстановление порядка • Как были разбиты скрижали • Путь раскаяния • Прекращение постоянных жертвоприношений • Разрушение стен Иерусалима • Как Апустумус сжег Тору • Идол, внесенный в Храм • Законы, связанные с 17-м Тамуза • Между двумя постами
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону