Темы: Награда и наказание, Грех, Душа, Заповеди, Суд, Праведник, Связь с Творцом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый вечер! Уважаемые Раввины, помогите, пожалуйста, разобраться в следующих вопросах. Человек родился в нерелигиозной стране, семье. Воспитание получил согласно менталитету данной страны. Религиозного воспитания и знаний о Творце не получил вообще, только из случайных источников.
В нем, скорее всего, преобладает животная душа, но Божественная душа постоянно его толкает к Богу. Но человек этого не понимает и пытается искать духовность в науке, музыке, искусстве и т.д. И предположительно человек не придёт к Всевышнему и уйдёт из этого мира грешником.
Вопросы заключаются в следующем: Виновата ли Божественная душа в том, что не смогла пробудить человека? И как понять такому человеку, что у него есть Божественная душа и она его толкает к Богу? Роман
Здравствуйте, Роман!
Ситуация, когда человек родился в нерелигиозной стране, семье и получил соответствующее воспитание, хорошо нам известна и часто — не понаслышке. Понятно, что в современном мире многие люди вырастают нерелигиозными потому, что таковы господствующие в их обществе идеи, а человеку свойственно их перенимать, особенно не задумываясь.
И даже если человек потом узнает о существовании иных идей, он может их отвергнуть потому, что они или их носители покажутся ему «чужими», потому что будут противоречить уже привычному для него образу жизни и мыслей. Тем более, если в его обществе господствует заведомо негативный к ним настрой.
Б-г всё это учтет. Трудно поверить, что Он накажет человека и его душу за поступки, о неправильности которых тот, в силу своих обстоятельств, не знал.
Поэтому только Б-г знает, уйдет ли такой человек из мира грешником.
Более того, в определенных аспектах он даже может быть праведником. Ведь заповеди делятся на два вида. Один — хуким, заповеди, которые не совсем понятны (или совсем непонятны) человеческому разуму и которые мы соблюдаем только потому, что так велел Б-г, а сами бы не додумались. Например, запрет есть мясо некашерных животных, предписание накладывать тфилин, различные ритуалы. О них человек, воспитанный в нерелигиозной среде, просто не будет знать. Или будет знать, но как о том, что соблюдают «те религиозные», к которым он себя не приучен причислять.
Но есть и другой вид заповедей — мишпатим, понятные человеческому разуму: не убивать, не красть, почитать родителей, заниматься благотворительностью. О таких заповедях сказано: даже если бы они не были записаны в Торе, их следовало бы выполнять. Потому что их диктует человеческий разум и здравый смысл. Поэтому, если человек честен и порядочен в жизни, стремится делать добро и избегать зла, помогать другим и спасать их от беды, то в этом плане он вовсе не грешник.
Это — если речь идет о еврее. Если же о потомке Ноаха, то его обязанность — выполнять семь заповедей, которые в основном и заключаются в том, чтобы быть «хорошим человеком». Поэтому, если он был таким, то с еще большей вероятностью уйдет из этого мира не как грешник.
Как понять такому человеку, что у него есть Б-жественная душа и она толкает его к Б-гу? В большинстве случаев только Сам Б-г может «навести» его на это, дав какой-то импульс в жизни или подав мысль. Конечно, если у кого-то из нас есть реальная возможность, святое дело помочь людям в этом.
Но здесь следует хорошо отличать реальную возможность от ее иллюзии. Ведь господствующие в мире идеи и стереотипы очень сильны, и не всегда сразу удается их развеять. В определенных случаях попытки могут привести к обратному результату, так что тут надо хорошо разбираться в ситуации и в людях, чтобы принести пользу, а не вред.
Как сказано, судить других людей может и будет только Б-г. Как, кстати, и всех нас, — а кто из нас, даже самых религиозных, может заявить, что приблизился к Б-гу насколько мог? Ведь одна вера в существование Б-га тоже еще не гарантирует, что человек полностью приучил себя к жизни в соответствии с Его моральными ценностями и принципами. Поэтому даже тому, кто вырос в религиозном обществе или пришел к вере в Б-га в течение жизни, вовсе не гарантировано, что он уйдет из этого мира праведником: знание о Б-ге и Его воле не отменяет всех соблазнов и испытаний, которым человек подвергается, и борьба продолжается всю жизнь.
Таким образом, о других людях, с одной стороны, можно беспокоиться и по возможности исправлять ситуацию, но, с другой, помнить: Б-г понимает всё и абсолютно справедлив, поэтому можно не слишком беспокоиться о том, как Он все устроит и всех рассудит. По-настоящему волноваться стоит лишь о том, будут ли у Него причины благосклонно судить нас.
Так что пожелаем успехов в приближении к Б-гу всем нам, каждому на своем уровне!
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону