Темы: Ненависть, Запреты, Испытание, Страдания, Война, Злословие, Лашон а-ра, Грех, Помощь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые раввины! Подскажите, за какие грехи к народу, нации, семье, к конкретному человеку приходит война? Спасибо. Марина
Здравствуйте, Марина!
К сожалению, в нынешней ситуации Ваш вопрос не теоретический, а практический… Война — всегда страдание массы ни в чем не повинных людей. И этим людям, прежде всего, надо не лекции читать об их грехах, а, по меньшей мере, выражать сочувствие. А по возможности — помогать, спасать, облегчать их долю и, определенно, молиться за них. Если и были у них какие-то грехи — ведь на самом деле никто не безгрешен — можно предположить, что страдания войны их во многом искупают.
Так, после Холокоста великий Ребе из Клойзенбурга, прошедший через весь тот ад, заметил собратьям, что список грехов, в которых мы каемся в Йом-Кипур (День искупления), написан не для них. (Единственное, за что он счел нужным попросить прощения у Б-га — это за отчаяние и молитву забрать его из этого мира, чтобы больше не испытывать ужасы Холокоста, — вместо надежды и молитвы об освобождении).
Если же всё-таки попытаться выявить один грех, который — на уровне народов — привел к тому ужасу, который наблюдаем, то трудно не увидеть феномен, который мудрецы назвали «беспричинной ненавистью». Именно из-за этого греха был разрушен Второй Храм. То есть, когда евреи слишком погрязли в расколах и взаимной ненависти, то их святыня, да и государственность были разрушены римлянами, которые представляли силу Эйсава. Наследницей силы Эйсава является христианская цивилизация — внутри которой и происходит очередной большой конфликт, прямо на наших глазах.
Что такое «беспричинная ненависть»? Ведь ненавидят всегда по какой-то причине, даже если ложной.
Беспричинной ненависть является, когда в корне неприязни лежит отдаление и отчуждение, в результате чего другой человек превращается из «своего» в «чужого». А человеческая природа такова, что «своему» всё прощается, а то и вовсе истолковывается в позитивном ключе, тогда как «чужому» всё вменяется в вину; что бы он ни сделал, во всем видится злой умысел.
Действия многих людей действительно неправильны, но очень часто человек в принципе — хороший, просто, совершая то или иное действие, поддался соблазну, а то и вовсе совершил ошибку, не имея злого умысла. А иногда и ошибки нет, просто в его ситуации или с его точки зрения действительно следует поступать именно так. Но беспричинная ненависть во всем усматривает злой умысел и вместо того, чтобы понять действия другого — или осудить только поступки, желая самому человеку добра, — переходит на личности, направляется на самого человека.
Основным инструментом разжигания «беспричинной ненависти» является «злой язык» (лашон а-ра), то есть злые сплетни людей друг о друге, даже если при этом озвучивается правда, тем более — если клевета. Не случайно мудрецы считают это одним из тяжелейших грехов. Хида («Руах Хаим» 2) приводит мнение, что этот грех равен по тяжести убийству, прелюбодеянию и идолопоклонству вместе взятым. Это может показаться странным, но ведь именно «злой язык» привел к беспричинной ненависти, которая, в свою очередь, привела к страшной трагедии изгнания.
А также, совершая именно этот грех, мы уподобляемся нашему угнетателю Эдому, потомку Эйсава и Амалека. Об Амане, падению которого мы радуемся в Пурим, Талмуд (Мегила 13б) говорит: «Никто в мире не умел так сплетничать и клеветать, как Аман». Очень ловко подал он Ахашверошу идею уничтожить евреев, знал, как их очернить. Это качество, конечно, в полной мере унаследовал духовный потомок Амана доктор Геббельс вместе со своим фюрером. Но и другие ветви царства Эдома в той или иной мере этим грешат, особенно, когда вступают в очередную схватку.
Вот и наблюдаем теперь результат той самой беспричинной ненависти и злословия в ошеломляющей степени. Одним из главных инструментов борьбы является информационная война, дикая пропаганда, дегуманизация другой стороны. Поразительным образом все признают эталоном зла и дезинформации упомянутых фюрера с Геббельсом, но при этом каждый умудряется увидеть это зло в оппоненте, но не в самом себе.
Урок, вроде бы, очевиден: мы не всегда можем повлиять на действия сильных мира сего, но хотя бы сами можем постараться воздерживаться и «лечиться» от той самой беспричинной ненависти. В жизни очень много разногласий и конфликтов, на самых разных уровнях — так можно попытаться видеть в оппонентах не «недочеловеков», «дураков или злодеев», а таких же, как мы, людей, а то и братьев, просто с иными взглядами. Понять их ощущения.
Да и информационную войну в наше время могут вести не только те, кто наверху, а все: сегодня кто угодно может размещать заявления, фото или видео в соц. сетях или делиться увиденным и так принимать участие в распространении информации — правдивой или ложной. Или полуправдивой. Поэтому на каждом лежит огромная ответственность за использование этого мощного инструмента. Это сообщение — правда или фейк? Правильное или неправильное понимание другой стороны? Если последнее, то распространение — буквальным образом участие в разжигании беспричинной ненависти, приводящей к таким ужасающим последствиям, к страданиям и гибели массы людей. Не уверен — не распространяй!
Так что будем молиться за снижение этого градуса ненависти, за обретение взаимопонимания, хотя до этого сейчас, кажется, так далеко! И сами будем стараться, насколько возможно, стремиться к тому идеалу.
Да наступит мир в скорейшее время для всех, и да охранит Б-г каждого невинного человека от этой бури, а если накрыла, да поможет справиться, спасет, выведет из тьмы на свет!
С уважением, Меир Мучник
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Моше Пантелят
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону