Темы: Элиша, Брак, Заповеди, Ангел, Элияу, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему у пророка Элияhу не было жены? Роман
Здравствуйте, Роман!
Спасибо за интересный вопрос.
Почему у пророка Элияу не было жены? Сначала необходимо разобраться, действительно ли её не было.
В известном сборнике респонсов «Трумат а-Дэшен»[i] рассматривается следующий вопрос. Как известно, по закону Торы замужняя женщина может выйти замуж за другого мужчину только в одном из двух случаев: получив разводной документ (гет) или овдовев. А о пророке Элияу сказано (Млахим II 2:11): «и вознесся Элияу вихрем в небо» — то есть, он покинул этот мир живым. И, раз так, возникает вопрос: может ли его жена выйти замуж за другого?
Обсуждение этого вопроса не относится к нашей теме, отмечу лишь вкратце, что «Трумат а-Дэшен» отвечает: жена Элияу не считается замужней женщиной, так как Элияу превратился в ангела и, значит, она замужем не за человеком, а за ангелом. И в таком статусе, может выйти замуж за другого. С этим ответом не согласны другие известные галахисты (знатоки еврейского Закона; см. «Минхат Хинух»[ii], заповедь 203; «Арух ла-Нэр»[iii] к трактату Макот 12а; «Ковец Шиурим»[iv], ч. 2, п. 28), они рассматривают вопрос иначе.
Нам же важно, что при этом сам факт наличия жены не оспаривался. Однако это ещё не является доказательством того, что у Элияу была жена. Ведь вопрос был чисто теоретический (что-то вроде: «Каков был бы статус жены Элияу, если она вообще у него была?»). Но, во всяком случае, отсюда следует, что нет никаких источников, где сказано, что жены у него не было.
С другой стороны, раби Авраам бар-Моше[v], сын Рамбама (Маймонида), в своей известной книге по еврейской этике «Сэфер маспик лэ-овдэй а-Шем» («Книга, достаточная для служителей Всевышнего»), в главе, описывающей преимущества аскетического образа жизни, действительно пишет, что ни Элияу, ни Элиша[vi] никогда не были женаты. Раби Авраам добавляет: «как мы это учим из истории их жизни», однако не ссылается при этом на какой-либо конкретный источник.
Неоспоримое, на первый взгляд, опровержение мнения раби Авраама мы находим в Мидраше «Тадше» (авторство которого, согласно Традиции, принадлежит известному мудрецу эпохи Мишны раби Пинхасу бен-Яиру[vii]). Он говорит о двадцати трех великих праведницах, которые были в народе Израиля, и одна из них — вдова пророка Элияу! Казалось бы, вот оно — свидетельство, что жена у Элияу была.
Однако в венском издании этого Мидраша (5647 / 1887) в этом месте приводится ссылка на книгу Млахим I 17:9. А это обращение Всевышнего к Элияу: «Встань и пойди в Царефат, что у Цидонян, и живи там; вот, Я повелел там женщине вдове кормить тебя». То есть «вдова Элияу», которая упоминается в Мидраше «Тадше», это не овдовевшая жена пророка, а вдова другого человека, у которой он скрывался от царя Ахава.
Подытожим: у нас нет источников, которые подтверждали бы или опровергали наличие жены у пророка Элияу. Если жена была, возникает вопрос, почему о ней ничего не сказано. Мне представляется, что ответ тут простой. Видимо, Писание умолчало о ней, поскольку не было необходимости о ней говорить. Если же её не было, то зададим Ваш вопрос — почему? Ведь ещё при сотворении человека Всевышний сказал (Берешит 2:18): «Нехорошо быть человеку одному, сделаю ему подмогу, соответственную ему».
В этом случае ответ следует искать в книге раби Авраама, сына Рамбама. Если правильно понимаю, он хочет сказать, что настолько полное отрешение от всех интересов этого мира было необходимо для достижения высокого уровня пророчества, на котором находились Элияу и Элиша.
Разумеется, это путь Торы не для всех людей, а только для единиц — и с конкретной целью. Это исключение из правила. И не удивлюсь, если найдутся мудрецы, которые не согласятся, что это верно даже для единиц. Всем же остальным людям предписывается освящать себя, то есть ограничивать себя в наслаждениях этого мира — в разумных пределах. Как об этом пишет Рамбан[viii] в начале комментария к главе Кдошим.
С уважением, Менахем Эпель
[i] Автор — раби Исраэль Исерлин (Маарай); ок. 5150-5220 / ок. 1390-1460, глава поколения мудрецов Австрии и Германии.
[ii] Автор — раби Йосеф бар-Моше Бабад, 5550-5634 /1790-1874, выдающийся законоучитель, Галиция.
[iii] Автор — Раби Яаков бар-Аарон Этлингер, 5558-5632 / 1798-1872, выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда, духовный лидер еврейских общин Германии.
[iv] Автор — раби Эльханан-Буним Вассерман, 5635-5701 / 1875-1941, Польша, Литва — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров поколения.
[v] Автор — раби Авраам, сын Рамбама, 4946-4998 / 1186-1237, первый великий комментатор трудов Рамбама, законоучитель, автор оригинального комментария к Торе, философ и мыслитель, врач, глава еврейской общины Египта.
[vi] Элиша бен-Шафат (в русской традиции — Елисей), по одному из мнений ум. в 3109 году /651 г. до н. э., — пророк времен Первого Храма, ученик пророка Элияу.
[vii] Раби Пинхас бен-Яир, прибл. 3880-3980 / прибл. 120-220, знаменитый чудотворец и праведник, зять раби Шимона бар-Йохая, изучал Тору вместе с ним.
[viii] Раби Моше бар-Нахман, Нахманид, 4954-5030 / 1194-1270, Испания — Страна Израиля, один из величайших еврейских мудрецов всех времен, глава своего поколения, выдающийся комментатор Торы и знаток сокровенной мудрости.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография величайшего праведника и пророка. Согласно традиции, Элиягу был новым воплощением души первосвященника Пинхаса.
Рав Моше Пантелят
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Книга Царей (Млахим)»
Рав Яков Шуб
Зачем Б-г создал землю?
Рав Зеев Урман
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Пророк Элиша (Елисей) предсказал множество важных для всего народа событий — в частности, победу объединенной армии Израиля и Йеуды над войском Моава.
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Книга Царей (Млахим)»
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону