Темы: Берешит, Галут, Храм, Земля Израиля, Святая Земля, Яаков, Авраам, Ицхак, Эсав, Святость, Праотцы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, меня зовут Артём, прошу Вас пояснить высказывание «Дела отцов — знак для детей».
Здравствуйте, Артём!
У первой книги Торы, которую мы называем по первому ее слову «Берешит» (то есть «в начале»), существует еще одно название — Сефер Йецира — «Книга Созидания», или, как принято ее называть по-русски, «Книга Бытия».
Мы можем предположить, что название это дано ей не только и не столько потому, что в ней содержится повествование о сотворении мира. Рамбан (раби Моше бен-Нахман, величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист, 4954-5030/1194-1270) в своем комментарии к Пятикнижию — в предисловии к книге Шмот — замечает, что поступки наших праотцев, жизнеописанию которых посвящена книга Берешит, были своего рода «созиданием» для последующих поколений.
Если посмотреть на книгу Берешит под таким углом, станет ясно, зачем она иногда так подробно описывает даже незначительные, на первый взгляд, события, происшедшие с нашими праотцами. А мы, читая и осмысляя эти рассказы, сможем понять, каких действий Тора требует от нас — их потомков.
Авраам, устоявший во всех испытаниях, передал нам силу преодолеть все препятствия, мешающие исполнить волю Творца. В этой его непреклонности многие поколения черпали силы для самопожертвования ради освящения имени Всевышнего…
Ицхак, которому не было позволено покинуть Землю Израиля даже при угрозе голода, показал нам, как высоки требования святости — самого человека и Святой Земли.
Яаков, вся жизнь которого — прообраз последнего изгнания, показывает нам (см. Берешит 33, встреча с Эсавом), как вести себя с потомками Эсава, среди которых мы пребываем до сих пор. И, если бы ревнители времен разрушения Второго Храма выучили этот урок, смирили свою гордость и пошли на поклон к римским захватчикам, Храм не был бы разрушен до сегодняшнего дня.
Но есть еще одна важная деталь, и на нее тоже обращает внимание Рамбан. Можно сказать, что своими поступками наши праотцы буквально ТВОРИЛИ (созидали) историю. Б-г словно говорит Аврааму: «Пойди и проложи дорогу перед твоими сыновьями» (мидраш в Берешит Рабба 40:6).
Голод вынуждает Авраама спуститься в Египет. Там Фараон забирает Сару. Б-г наказывает Фараона язвами, тот возвращает Сару и отпускает Авраама, одарив его великими дарами.
Ровно то же самое происходит с потомками Авраама. Голод заставляет семью Яакова спуститься в Египет, где они становятся многочисленным народом. Египтяне угнетают сынов Израиля и порабощают их. Б-г наказывает египтян жестокими казнями. Фараон отпускает евреев, и они уходят из Египта с многочисленными дарами, полученными от египтян. Мы видим, что история повторяется и всё, что случилось с Авраамом, происходит с его потомками.
На пути из Беэр-Шевы в Харран Яаков неожиданно оказывается там, где будет стоять Храм. Внезапно заходит солнце, и он остается там ночевать. Б-г «собирает» всю Землю Израиля и помещает ее под спящим Яаковом, чтобы облегчить ее завоевание в будущем (Хулин 91 б, см. комментарий Раши к Берешит, 28:13).
Особый интерес представляет подробное повествование Торы о колодцах, которые копали слуги Ицхака (см. Берешит 26:18-22). Рамбан видит в трех выкопанных ими колодцах прообраз трех Храмов, два из которых будут разрушены, а третий будет вечным.
В книге «Шем ми-Шмуэль» (автор — раби Шмуэль бар-Авраам Борнштейн, его называют также реб Шмуэль из Сохачева, выдающийся комментатор Писания и хасидский наставник, 5615-5686 /1855-1926) приводится стих из книги Мишлей (20:6): «Глубокие воды — совет в сердце человека, а муж разумный вычерпает их».
Раби Шмуэль комментирует это так: жизнь человека полна вопросов, но где-то там, в глубине, в душе человека находятся ответы на все вопросы — как вода под толщей земли. Так что от опытного советчика требуется лишь умение помочь ему «вычерпать» их оттуда.
Вот так же сердце каждого человека горит желанием служить Творцу, просто стремление это заложено слишком глубоко, скрыто под толщей материальности. Наши праотцы старались повторять это символическое действие — копать колодцы, чтобы нам, их потомкам, было легче открыть в себе это желание.
«Живая вода» (Берешит 26:19), которую они находили, то есть непрерывно бьющий источник, должна была способствовать тому, чтобы в нашем служении Творцу не было застоя, а лишь постоянное обновление и стремление вперед. И достичь этого можно, конечно же, с помощью Торы, уникальное свойство которой в том, что, сколько бы раз человек ни возвращался к тому, что уже учил, он каждый раз открывает для себя новые и новые понимания.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Реувен Пятигорский
Авраам, родился в 1948 году от Сотворения мира
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону