Темы: Христианство, Ислам, Народы мира, Галут, Ишмаэль, Яаков, Америка, Эсав, Буддизм
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом Алейхем!
Пишу из Москвы. Коронавирус за окном. Но мы не унываем. А чья корона, к слову, знаем!
Неподалёку от меня закрылась синагога. Света стало меньше.
Поделитесь Иерусалимским солнцем, теплом и мудростью? Меня интересует тема Запад и Восток. Эсав и Ишмаэль. Россия, как выяснилось, часть Запада, но корень — Греция. Христианство. Возникает вопрос. Россия — страна огромная. В ней есть разные корни. Например, Кавказ, с ним всё неоднозначно, да и присоединился он в XIX веке, но тем не менее.
Но, например, есть коренные: Республика Калмыкия, Бурятия и Якутия, там Буддизм. Даже эти три республики — это почти 1/3 РФ. Также есть Еврейская АО — Биробиджан.
Станислав
Здравствуйте, Станислав!
Конечно, Вы правы, что Россия страна огромная и в ней, помимо чисто русских людей, есть также много людей других национальностей.
Это справедливо и в отношении других стран. В Америке, например, есть и чернокожие, завезенные в свое время из Африки, и латиносы, иммигрировавшие из Латинской Америки, немного «недобитых» индейцев. И прочие иммигранты со всего мира: китайцы, индусы, мусульмане.
Но речь идет о том, какая сила доминирует. Когда говорят: «Америка — Запад», не имеют в виду, что только белая и христианская Америка, а все те «примеси» — это уже другая сила. Да, если рассматривать внутреннюю картину каждой страны, то она зачастую будет пестрой. Но в целом, в цивилизационном отношении, в той роли, которую страна играет на мировой арене, ситуация всё-таки более определенная.
И так это воспринимают люди. Чернокожий, который выходит играть в баскетбол в составе американской команды, воспринимается как американец и представляет эту страну. Хотя в самой Америке расовый вопрос, как известно, еще явно не решен. И борец из Дагестана или Чечни воспринимается как «русский», хотя внутри страны известно, насколько это непростой вопрос.
Или вот сейчас, по окончании очередной Карабахской войны в тот регион были введены российские миротворцы, и все обратили внимание на то, что командующий этим контингентом — сам кавказец. И он пояснил: да, но не азербайджанец (чего опасались с армянской стороны), а дагестанец. И на этом посту он действует как служащий российской армии и подчиняется российскому руководству. Причем не просто потому, что по долгу приходится. Просто сама жизнь в России, в ее обществе и системе, участие в процессах, взаимодействие с людьми — всё это оказывает влияние на человека и изменяет его сущность.
То же справедливо и в отношении всех упомянутых Вами народов, таких, как буряты и якуты. У каждого могут быть свои национальные особенности, но при этом живут эти люди в России, функционируют в ее системе, подвергаются влиянию ее менталитета и культуры, и. таким образом, в той или иной степени растворяются в ней и становятся частью той силы, которая в ней доминирует.
Их республики могут занимать большие территории, но плотность населения в них низкая и большой доли в общем населении страны эти народы не составляют. Если продолжать приводить в пример конкретных людей, возьмем и Шойгу: тувинец с явно нерусским отчеством Кужугетович, но это не мешает ему исполнять обязанности российского министра обороны и руководить военными действиями России в Крыму или в Сирии.
Что касается Закавказья, а также других бывших республик СССР, то и их Россия в свое время включила в свою систему, только не в такой мере и не на такой большой срок, сохранив их самобытность, но и наложив свой отпечаток. Последнее выражается в том, что, вне зависимости от отношения к России и ее языку (часто непростое), народы этих стран всё-таки знают русский язык, знакомы и с русской культурой. Хотя на данном этапе истории дело идет скорее к отходу этих бывших республик от «русского мира»: русский язык и культуру знают больше те, кто вырос еще в советское время, а новому поколению эти знания сознательно не передаются.
И в той мере, в какой эти бывшие республики действительно не являются частью «русского мира», они дрейфуют в сторону соседних миров, хотя полностью и их частью необязательно становятся (пусть часто этого и желают).
Так, постсоветские страны Восточной Европы — Прибалтика, Беларусь, Украина — в той или иной мере дрейфуют в сторону Запада. С цивилизационной точки зрения, с ними как раз просто: так или иначе, они являются частью силы Эйсава, вопрос лишь в том, какой ее ветви — Западной или Восточной.
Среднеазиатские страны — Казахстан, Узбекистан и другие, — будучи изначально мусульманскими, принадлежащими к миру Востока-Ишмаэля, туда и дрейфуют. Но остаются не чисто азиатско-мусульманскими странами типа Ирана или Пакистана, а более умеренными и светскими — тут российско-советский отпечаток продолжает играть роль.
Наконец, Закавказье в этом плане наиболее интересно, ибо оно и без России стоит на стыке Запада и Востока. Азербайджан уже давно заселен мусульманами и до прихода России входил в сферу влияния то Турции, то Ирана. А Армения и Грузия уже давно сами по себе христианские, только с горским, в некоторой мере «восточным» колоритом, и потому не столь европейские, сколь Украина или Беларусь. А также, поскольку географически со стороны, противоположной России, у них не Западная Европа, а те же Турция и Иран, страны мусульманские, то естественным образом они туда не тяготеют.
В результате Армения изначально тяготела и по сей день тяготеет к России, которая являлась для нее единственным христианским союзником. Грузия изначально тоже, но в постсоветское время, в силу наличия «окна» на Запад через Черное море, тяготеет к последнему.
Таким образом, все эти страны либо являются частью одной из основных цивилизационных сил, Эйсава или Ишмаэля, либо занимают какую-то промежуточную позицию между ними.
Ну, а что касается Еврейской АО со столицей в Биробиджане, это искусственное образование, которое в советское время на каком-то этапе решили назначить местом проживания евреев, хотя происходят они вовсе не оттуда. Евреи большей частью попали в Россию в результате распространения ее сферы влияния на восточноевропейские страны — Украину, Белоруссию, Прибалтику, Польшу.
До революции их удерживали в тех местах чертой оседлости, когда появилась возможность, они хлынули в основную часть России, особенно в столицы. Так или иначе, евреи в России — как и в Америке, и в других странах мира, — это часть диаспоры, рассеяния еврейского народа в результате изгнания из Земли Израиля. И представляют эти евреи не одну из сил нееврейского мира — Эйсава и Ишмаэля — а силу Яакова.
Другое дело, что само потомство Яакова состоит из разных ветвей, и как раз рассеяние в разных странах способствует дальнейшему развитию и формированию этих ветвей. Ибо евреи, даже сохраняя свою религию и самобытность, всё-таки перенимают многие аспекты характера и менталитета у тех народов, среди которых они пребывают: российские евреи отличаются от американских и т. д. Но это уже относится к теме многообразия и «международности» самой еврейской нации.
С уважением, Меир Мучник
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»
Желая быть принятыми и ассимилироваться в американском обществе, евреи считали, что в новом мире и иудаизм должен быть новым. Поэтому большинство американских евреев выбрало оставаться евреями, помогая другим евреям и всему еврейскому, как самостоятельные бизнесмены и благотворители.
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
С. Бернфельд
Въезд в Медину, второй по святости город мусульман, запрещён как евреям, так и христианам
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Захария Матитьяу
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Ашер Кушнир
У индусов, буддистов, джайнов и шаманов и без Б-га удивительные достижения?
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону