Темы: Иштадлут, Ненависть, Злословие, Грех, Машиах, Галут, Храм, Психология, История
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ заметил, что религиозные каждое свое поколение воспринимали как особое — и что именно сейчас должен появиться Машиах. Например, после чтения историй про лжемашиахов именно такое впечатление и остается.
Так вот, это чувство особости именно их поколения и именно их временного отрезка — это что-то из психологии или из Торы? Мне просто интересно, откуда это ощущение в религиозной среде. N.
Здравствуйте, N.!
Вы правильно замечаете, что каждое поколение еврейского народа ощущает себя именно таким, при котором должен прийти Машиах.
Потому что так оно и есть — в потенциале.
Так толкуется в Талмуде (Санхедрин 98а) стих из Тэилим (95:7): «…сегодня, если послушаете голоса Его». Машиах готов прийти в любой день, хоть сегодня, если только еврейский народ исправит свои грехи, приведшие к духовному падению и изгнанию (а это, как известно, беспричинная ненависть и разжигающее ее злословие), и будет исполнять волю Всевышнего.
Мудрецы также говорят (Иерусалимский Талмуд, Йома 5а): каждое поколение, при котором не отстроен Храм, подобно тому, при котором Храм был разрушен. Ведь то, что он не отстроен, свидетельствует: духовные причины, приведшие к его разрушению, продолжают существовать — и за это отвечает уже нынешнее поколение. Значит, стоит этому поколению исправить свои грехи — и Храм будет восстановлен.
А поскольку приход Машиаха и возвращение евреев из изгнания — это всё-таки не просто « раз — и сделано», а великие исторические события, в каждом поколении есть чувство, что они назревают. Что вот-вот свершится — и тогда может прийти избавление, если только предпримем достаточно усилий и сделаем шаги со своей стороны.
Как сказано в Пасхальной Агаде, в каждом поколении поднимается какой-то враг, стремящийся нас уничтожить. Необязательно какой-то конкретный человек типа Амана или Гитлера, иногда ситуация в целом становится чреватой, наше положение ухудшается, растет та или иная угроза — уж это действительно происходит практически в каждом поколении.
А таков закон любого хорошего сюжета: перед тем, как наступает избавление, счастливый конец, ситуация становится опасной, даже критической и создается впечатление, что конец будет вовсе не счастливым — но в последний момент все меняется и оборачивается в пользу положительных героев.
Потенциал такой кульминации и развязки существует в каждом поколении, что и ощущают евреи каждого поколения. А это значит, что они способны стать тем «положительным героем», который приводит мир к спасению. Что они могут всем народом добиться необходимого исправления грехов, а также выдвинуть из своей среды лидера, который приведет нацию и весь мир к избавлению и таким образом станет Машиахом.
Но что же делать с тем фактом, что Машиах по сей день не пришел, а каждый, кто провозглашал себя им, пока что оказывался лжемессией? Значит, каждое из этих поколений действительно не справилось с задачей и считается ответственным за то, что Храм всё еще не отстроен?
Но ведь были поколения весьма праведные, и, во-первых, трудно поверить, что они так «оплошали», а во-вторых, если они действительно не сумели выполнить эту задачу, то что можем сделать мы, если не годимся им даже в подметки?
Во-первых, даже самое, казалось бы, низкое по уровню поколение на самом деле может привести Машиаха. Среди прочего, в этом смысл стиха в Пророках, где о Машиахе сказано: «беден и восседает на осле» (Захария 9:9). На осле — как-то не очень круто и победоносно! Вот если бы на коне…
Но «осел» — это мы все, то поколение народа, на котором будет зиждиться сила Машиаха. Да, предкам в подметки не годимся, «если прежние поколения подобны ангелам, то мы подобны людям, а если они подобны людям, то мы — ослам» (Шабат 112 б). Больших высот не достигаем. Но трудимся, как можем, несем бремя, терпим жизнь.
Именно такого типа человек необходим для завершения исторического процесса — работящий, но осознающий, что не он здесь истинный триумфатор, а Б-г. Что Он вершит Конец истории и вся слава — Ему.
А во-вторых, как пишет Рамбам, нам специально не сообщено, когда именно придет Машиах, чтобы мы не слишком много об этом думали и не пытались вычислить срок, а посвящали основные усилия праведной жизни здесь и сейчас. Каждое поколение, не зная, что будет и когда именно придет Машиах, должно прилагать максимум усилий, чтобы жить праведно в целом и искоренить беспричинную ненависть в частности.
Получится или нет? Поживем — увидим. Но пока что постараемся — этого требует от нас Б-г и, в любом случае, Он нас наградит за старание. Таким образом, каждое поколение, не зная, когда придет Машиах, совершит максимальное усилие, на которое способно, — а в этом и есть цель его существования.
Есть тут сходство с тем, как нам предписано вести себя в Рош а-Шана. Мудрецы говорят, что в этот день Суда перед Б-гом «открыты три книги»: одна — книга праведников, вторая — нечестивцев, третья — «средних». Праведники удостаиваются благоприятного решения суда, нечестивцев ждет неблагоприятное, а «средние» зависают посередине и в течение десяти дней до Йом-Кипура могут своими поступками склонить чашу весов в ту или иную сторону. И каждому из нас — даже тому, кто по логике вполне мог бы считаться чистым «праведником» или «нечестивцем», — предписано считать себя «средним» и чувствовать, что каждое его действие может решить его судьбу. Так все будут стараться по максимуму.
Так и с Машиахом: у каждого поколения есть шанс своими поступками либо привести его, либо в очередной раз «отодвинуть» его приход. Поэтому каждое поколение должно прилагать максимум усилий — а уж благие дела в любом случае без награды не останутся.
Да удостоится уже наше поколение привести своими действиями Машиаха!
С уважением, Меир Мучник
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Яков Шуб
Иудаизм и еврейство — одно и то же? Если еврей в данный момент перестал верить в Б-га или пошел за другими божествами, он уже не еврей? Как поляку стать англичанином? А его детям, родившимся в Англии? Куда податься бельгийцу? Как стать евреем?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону