Темы: Деньги, Душа, Идолопоклонство, Молитва, Шма Исраэль
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Помогите, пожалуйста, понять, почему во второй части молитвы Шма содержится предупреждение о служении «божествам» после того, как Всевышний даст человеку все те блага, которые перечисляются в отрывке. («Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им» — Дварим 11:16).
Я слышал, что тяга к идолослужению в наше время уже не та, что была раньше. Это затрудняет понимание. Но, например, то, с чем мне приходится постоянно сталкиваться в своей жизни, так это со своим «Я». «Я выиграл», «Я победил», «Я выучил», «Я разобрался», «Я придумал» и т.д.
Сколько раз ловил себя: не успеваю подумать, чтобы вначале сказать «с Б-жьей помощью…», а уже сказал: «Я». Хотя часто в момент, когда прошу что-то у Б-га, я жалок. А тут боги, идолы…
Почему Тора не предупреждает человека: смотри, мол, и помни, Кто тебе всё, что у тебя есть, дал, чтобы не сказал ты, что сам всего этого добился, а предостерегает от служения «божествам»? N.
P.S.: Спасибо, за предыдущие ответы.
Здравствуйте, N.!
Ещё раз убеждаюсь в том, что когда человек задаёт вдумчивый искренний вопрос, он сам, порой того не замечая, тут же, на месте, даёт сам себе правильный ответ. Вы спрашиваете, почему было так важно предостеречь человека от поклонения божкам, упоминая при этом: «…когда прошу что-то у Б-га, я жалок».
Вот тут-то вся «изюминка» и заключена. Ведь, что ни говори, в современном мире главным идолом человека является он сам, человек. В наше время показаться слабым и «жалким» — непростительный «грех». Если у нас тощий кошелёк, если наша машина не выдаёт рекордный старт с места, если майка не сверкает жеманно подмигивающим ярлычком модного бренда, если мы не в курсе самых последних всемирных сплетен, мы ощущаем себя несчастными и отсталыми. Нам кажется, что все на нас смотрят — а таки смотрят — и автоматически фыркают: вот же увалень.
Мы привыкли дышать туманом, напускаемым другими, добавляя к нему свою толику. Мы живём не тем, чем хотим жить, а тем, что диктует безликая вереница прохожих под нашими окнами. Мы почему-то привыкли считать оригинальным самое что ни на есть заурядное — только потому, что оно соответствует всем критериям, нанизанным на наше сознание шумом толпы.
Вы знаете, чем, на мой взгляд, отличается нерелигиозное общество от религиозного? «Светские» изо всех сил пытаются выделиться внешне, но их внутреннее восприятие окружающего мира весьма стереотипно, поскольку они смотрят на мир сквозь призму изжёванных интернетно-журнальных штампов. А это уже пахнет, извините, как раз тем вкрадчивым идолопоклонством, о котором речь шла выше.
Религиозные — напротив. Нарочитый внешний конформизм как строгой рамкой у них очерчивает мягкое, осознанное восприятие мира таким, каким он был создан Творцом, ибо любой внешний идеологический шум искажает чистое восприятие Б-жественной гармонии.
Религиозное видение наивней и проще, словно взгляд ребёнка, который расставляет предметы вокруг себя в наиболее естественном порядке.
Нам кажется зазорным быть простыми и понятными, нас так и тянет почесать правое ухо мизинцем левой ноги, нам кажется слишком примитивным говорить о ясных и естественных вещах простым и чистым языком, усвоенным в родительском доме.
Мы часто заботимся не о сути, а лишь о витиеватой форме. Рассыпаем свое восприятие на несопоставимые фрагменты, каждый из которых — результат очередного неопознанного нами чуждого культа. Мы режем свою душу так, словно это кусок жёлтого дырявого сыра, забывая, что она — живой единый организм.
Это и есть то идолопоклонство, те заблуждения и ошибки, от которых предостерегает нас Тора, которые столь серьёзны и злободневны, что мы напоминаем о них себе дважды в день в молитве «Шма». Это идолопоклонство никуда не делось, оно живо, пока живы мы или пока не придёт Избавление.
С уважением. Александр Красильщиков
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Зеев Урман
В чем Милосердие меры Суда?
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Ашер Кушнир
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону