Темы: Каббала, Рамбам, Сатан, Смерть, Жизнь, Единство Б-га, Монотеизм, Ангел, Материальность, Бесы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ настоящее время для религиозного еврейства не существуют шедим (бесы), сатана, добрые и злые духи, а есть только единое, единственное сверхъестественное (Бог). А кроме Бога в мировоззрении нет других богов (добрых, злых духов и т.д., и т.п.)?
Здравствуйте!
Спасибо за интересный вопрос. Прежде чем на него ответить, следует внести ясность в список упомянутых Вами сущностей.
Есть принципиальное различие между бесами, Сатаном и духами, с одной стороны, и «другими богами», с другой. Об этом говорит второй из принципов веры, сформулированных Рамбамом: «…Творец, благословенно имя Его, — Один, и нет в мире цельности, подобной абсолютной цельности Его, и… лишь Он — Б-г наш в прошлом, настоящем и будущем».
То есть, Б-г действительно был, есть и будет только один, Он — Единственный Властелин всего сущего и всех сил, действующих во всех мирах. Так что других богов, действительно, нет.
Иначе дело обстоит с бесами и ангелами. Они не претендуют на независимую от Творца власть, поэтому, во-первых, их существование не противоречит принципам нашей веры. А, во-вторых, еврейские источники полны описаний этих сущностей.
В рамках данного ответа приведу лишь краткий обзор невидимых глазом творений. Тут снова следует отметить, что между ангелами и бесами тоже существует принципиальное различие.
Сокровенная часть Торы — Каббала — говорит, что кроме материального мира, в котором мы обитаем, есть ещё огромное количество духовных миров. В духовных мирах нет материи, нет понятия пространства, к которому мы привыкли в нашем материальном мире.
Так вот, ангелы являются духовными сущностями и, соответственно, обитают в духовных мирах. Тогда как бесы, несмотря на их невидимость, являются существами материальными и обитают в нашем материальном мире. Теперь — что можно сказать очень коротко о каждой из категорий.
Ангел (מלאך — мал-ах) — на святом языке это слово имеет ещё одно значение — «посланец», «посланник». И, действительно, ангелы являются посланниками Творца и выполняют самые разные задачи. Мидраш (Берешит Рабба 10, 7) говорит: «Нет такой травинки внизу, у которой не было бы своего мазаля (ангела-хранителя) в Небесах, что ударяет по ней и говорит ей: расти!».
Разумеется, травинка — это только «самый маленький» пример. Подобно этому есть ангел-хранитель у огня и у снега, у дождя и у града, у дня и у ночи, у каждого народа и каждого человека. Опять же есть разные виды ангелов: срафим, офаним, крувим, таршишим, хашмалим, арэлим и др. И упомянутый Вами Сатан — тоже ангел, задачей которого является устраивать нам испытания в этом мире. Каббалистическая литература полна описания разнообразных ангелов, включая их имена и «род занятий».
О бесах находим в Талмуде (Хагига 16:а): «Шесть вещей сказано о бесах: тремя они подобны ангелам служения, тремя подобны людям. Подобно ангелам, у них есть крылья, и они летают из одного конца мира в другой и слышат, что произойдет в будущем. Подобно людям едят, пьют, размножаются и умирают».
Рамбан в своем комментарии к Торе (книга Ваикра 17:7) приводит эти слова Талмуда и объясняет их. Он пишет, что все материальные предметы в этом мире были сотворены из четырех первоэлементов (стихий — огонь, воздух, вода, земля), соединенных в одно целое Б-жественной силой, и представляют собой «грубые» тела, ощутимые всеми органами чувств.
Кроме того Всевышний сотворил объекты, состоящие только из двух элементов: огня и воздуха. Это тела тонкие, их невозможно ощутить с помощью органов чувств. И в силу своей «тонкости» и легкости они могут летать. Соединение элементов (как у «грубых», так и у «тонких» тел) дает живое тело, а распад элементов приводит к его смерти. То есть, несмотря на материальную природу тела, бесы, подобно ангелам, невидимы, так как их материя очень тонкая.
О бесах также много сказано в еврейской литературе. В рамках этого ответа приведу только один интересный факт. Бесы имеют ещё одно наименование — «мазиким», то есть «вредящие». Поэтому от них лучше держаться подальше. Так вот, в одной книге сказано, что стих «Шма Исраэль» способствует отпугиванию «вредителей». И намек на это мы находим в самом этом стихе, так как он начинается с буквы шин и заканчивается буквой далет, а именно этими двумя буквами и записывается слово «бес» на святом языке.
Духи (рухот) — насколько мне известно, либо души умерших, которые вступают в контакт с живыми людьми, либо те же бесы — еще одно наименование.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Куклин
Кем работает Сатана?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Иудаизм — монотеистическая религия. Она не только проповедует самосовершенствование, но и призывает помогать ближнему.
Рав Моше Абрамович
Что за просьбы о помощи к нечистому?
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Рав Реувен Куклин
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону