Темы: Страдания, Предназначение, Заповеди, Добро и Зло, Сокрытие, Игра
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый раввин! Много раз я слышал от раввинов фразу, что всё к лучшему. То есть, всё, что происходит с нами и в мире, приходит от Б-га и всё, что Он делает, — к лучшему, потому что от Б-га исходит только добро.
Значит ли это, что всё происходящее в мире способствует благу всех творений? Или всё происходящее способствует только благу тех, кто исполняет заповеди, данные Б-гом?
Здравствуйте!
Прежде всего, надо сказать, что принцип «что бы ни происходило, всё — к лучшему» — не пустая фраза. Я бы сказал, это — квинтэссенция еврейского взгляда на мир. Всевышний, по определению, «не может» сделать что-либо, что не было бы на пользу созданному Им миру.
Другое дело, как мы понимаем выражение «к лучшему». Разве смерть, не дай Б-г, ребёнка — к лучшему? Разве гибель шести миллионов евреев во время Катастрофы была к лучшему? Разве сиротство, больницы, наполненные страдающими людьми — это к лучшему? Если ответить кратко — да. К лучшему. Как это?
Представьте себе шахматную партию, которую разыгрывает отец с маленьким сыном. Отец хочет, чтобы сын не только выиграл, но и, соответственно, научился играть хорошо и честно. Сын пытается, но то и дело делает неправильные, а то и запрещённые правилами ходы. Что делает отец? Он мягко поправляет его, подробно объясняет, как правильно поступать в том или ином положении.
Отец, если надо, буквально подсказывает сыну, как действовать и что предпринять. Но сын, упрямясь, частенько пренебрегает советами и поступает нелогично и неразумно. Как в этом случае должен поступать отец? Он «наказывает» сына тем, что ситуация на доске то и дело складывается для фигур сына неблагополучно. Если сын одумается, начнет следовать подсказкам, если «включит голову» и постарается играть как надо, то ситуация на доске, рано или поздно, выровняется и игра примет для сына хороший оборот. Поскольку всё желание отца — дать сыну выиграть.
Иногда сын теряет важные фигуры, иногда расклад кажется безнадёжным для него, но ведь Отец любит сына и никогда не позволяет положению стать действительно безнадежным. Поэтому даже в самой, казалось бы, проигрышной ситуации, сложившейся из-за глупых ходов сына, Отец исподволь помогает ему выровнять положение. Почему так? Да потому, что как у сына, так и у Отца одна цель — чтобы выиграл любимый папин сынишка. И выиграл не просто так, не из «милости» (хотя, конечно же, во всём этом — сплошное Милосердие Отца), а по праву, максимально осознанно, вынеся урок, и, самое главное, научившись играть.
Наш мир гораздо сложней, чем шахматная партия. Человек порой слишком далеко уходит от заповеданной праведности, а Творец вовсе не желает раскрывать Своё присутствие везде и во всём. Чтобы дать человеку самому стать на ноги, «научиться играть», Творец намеренно скрывает Себя, чтобы создать впечатление, что мир движется «по собственному распорядку».
И оттого нередко создаётся впечатление перекоса, скатывания в «плохую» сторону, чувство, что события, пусть и по вине человека, складываются далеко не «к лучшему». Однако впечатление это обманчивое. В тот самый момент, когда нам кажется, что всё потеряно, когда руки опускаются и сил не остаётся, любое движение нашей души к светлому, любое поползновение к добру немедленно задействует механизм, который всё меняет «с минуса — на плюс».
Человек, в конце концов, убеждается, что все испытания, перенесённые им, все потери и разочарования, были началом новой, лучшей реальности и всё, что было испорчено человеком, всё, что было разрушено, стало отправной точкой перемены к добру. Впрочем, всё сказанное — лишь принцип, общее правило. У каждого человека это происходит по-своему. Но всё же происходит. Многие это видят ещё при этой жизни, а кое-кто удостаивается этого лишь в жизни иной. Но это уже другой разговор.
С уважением, Александр Красильщиков
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Ефим Свирский
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Сайт Aish.com
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Яков Шуб
Почему нельзя устраивать состязания голубей?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Ашер Кушнир
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону