Темы: Деньги, Цдака, РАМХАЛЬ, Рамбам, Помощь, Хесед, Работа, Благодарность, Долги
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Мы живем в очень интересное, но и непростое время. Из-за повсеместных ограничений экономика по всему миру претерпевает значительные изменения. К сожалению, ситуация негативно влияет на многих людей и семьи. Кто-то теряет работу, кто-то вынужден существенно себя ограничивать и менять привычный образ жизни.
При этом далеко не все готовы обращаться за помощью, хотя по объективным причинам следовало бы. Мой вопрос. Каким образом следует предлагать людям помощь в максимально достойной форме, чтобы не обидеть и не навредить? Возможно, вы могли бы порекомендовать соответствующую литературу? С уважением, Тимофей
Здравствуйте, Тимофей!
Наше время действительно непростое, хотя и действительно интересное, как Вы верно пишете. Говорят ведь: чем интереснее для историка, тем печальнее для современника. Революция, мировые войны, Гитлер и Сталин — очень интересно изучать, горы книг и исследований, да вот хорошо, что не пришлось нам самим жить тогда и там.
Зато пришлось жить теперь, в «корона-кризис». Пока что, слава Б-гу, до бедствий, равноценных упомянутым, не дошло, но все же непросто.
И отрадно, что Вы спрашиваете именно о том, как лучше помочь людям, что Вас это интересует и волнует. Ведь в такое время часто оказывается, что каждый за себя, мол, мне и так трудно, куда там другим помогать. И на уровне людей, и на уровне государств. Вот, страны Европы, несмотря на всю свою объединённость, сначала рефлексивно позакрывали все границы, хотя в Италии недоставало коек, а к северу от нее было достаточно. Потом все-таки исправились, но видно, что такова людская натура: своя жизнь превыше всего.
(Причем сама Тора говорит: если оставшейся пищи хватит только на то, чтобы выжил один человек, прежде надо спасти себя. Не следует жертвовать собственной жизнью, чтобы выжили другие. Но, если можно и помочь, и самому остаться в живых, то, конечно, так и надо сделать).
Совершенно верна также Ваша мысль, что оказывать помощь следует в максимально достойной форме. Действительно, человек по своей натуре не любит получать милостыню, подачку, то, что он не заработал. Для него это унизительно. Он хочет, чтобы благо было заслуженным. Как объясняет Рамхаль: поэтому Б-г и не поместил человека сразу в Будущий мир с его благами. Сначала Он поместил человека в этот мир, где ему предоставляется возможность заработать эти блага — только тогда они принесут ему удовлетворение.
Этот принцип действует и в области благотворительности. Отвечая конкретно на Ваш вопрос, Рамбам (Законы о милостыне 10:8) перечисляет разные уровни благотворительности, и высший из них — не просто дать человеку деньги, а предоставить возможность их заработать. Дать ему работу. Или взять себе в партнеры. Разумеется, если это реально.
Или одолжить деньги. Это как бы подразумевает: ему их только временно недостает, а потом он раздобудет, заработает и отдаст. Ведь каждый может брать в долг, даже состоятельные люди берут банковские ссуды на большие проекты. Так что это менее унизительно. А потом, если должник затруднится с погашением, можно долг простить — тогда это уже не столько унижение, сколько облегчение. Или реструктурировать, чтобы человек сохранил способность заплатить.
Второй — также очень высокий — уровень благотворительности, о котором говорит Рамбам, это дать милостыню, но так, чтобы благодетель не знал, кому дал, а получатель не знал, кто ему дал. Так и благодетель не получает благодарности от получателя (а значит, дает от чистого сердца, а не затем, чтобы выслушать в свой адрес комплименты), и получатель не унижается. На практике это осуществляется, когда мы жертвуем не напрямую людям, а в благотворительные организации, которые занимаются распределением средств среди нуждающихся. Хотя при этом надо быть осторожным и передавать пожертвования только известным и надежным организациям.
Помогать на третьем уровне мы можем, если нет возможности передать пожертвование в такие организации, а нам известно, что конкретный человек нуждается в помощи. Тогда можно дать ему деньги анонимно, например, подсунуть конверт в щель под дверью и быстро уйти, а на конверте, если что-то и написать или напечатать, то без имени. Так, хотя благотворитель и будет знать, кому он дал деньги, не получит за это благодарности, а получатель не узнает, кто ему помог, и не почувствует себя униженным.
(Недостаток по сравнению с предыдущим уровнем: все-таки благотворитель будет знать, кому дал деньги, и у него может остаться чувство, что получатель ему обязан. Может даже возникнуть соблазн раскрыть секрет, особенно, если получатель его как-то обидит, заденет: да как ты смеешь, я же тебе помог!..)
Из других уровней, которые перечисляет Рамбам, особенно важен и доступен следующий: зная, что конкретный человек нуждается, помочь ему еще до того, как он попросит. Ведь самое трудное и унизительное — именно просить, обращаться за помощью. Если же предложить помощь до того, как человек попросит — или даже сразу предоставить помощь, без лишних слов (тут зависит от ситуации), — это в большой мере избавит получателя от унижения.
Разумеется, при этом лучше знать, какая именно помощь нужна человеку, сколько денег (если есть возможность дать ему всё, что нужно).
Такую информацию не всегда легко получить. Нам часто не видны проблемы других людей, все стараются их не показывать, демонстрировать красивый фасад, мол, всё у меня хорошо, успешно иду по жизни. Поэтому помочь до того, как человек попросит, сможет скорее тот, кто уже его знает, знаком с его ситуацией. Если же потенциальный благодетель не уверен, нужна ли конкретному человеку помощь, можно спросить не его самого напрямую, а тех, кто его знает, чтобы всё рассказали и потенциальному получателю не пришлось бы унижаться.
Такие вот варианты, которые пока что представляются оптимальными. Наверное, есть и другие. Если среди тех, что описаны, нашлись подходящие для Вашей конкретной ситуации, прекрасно. Если нет, не стесняйтесь спрашивать и дальше.
Повторю, Ваше желание помочь и сделать это правильным образом достойно огромного уважения, и остается пожелать Вам действительно удостоиться этой великой заслуги — помогать людям на практике и самому уберечься от любых проблем и бед.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Яков Шуб
Должна ли женщина делать просбуль?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Перевод классической книги по еврейской философии великого каббалиста р. М.Х.Луцатто "Дерех Ашем".
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону