Темы: Мудрецы, Мудрость, Шломо, Суд, Правосудие, Изучение Торы, Цари Израиля, Коэлет
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны«Сохранились возражения иудейских богословов Талмуда против включения Книги Екклесиаста в состав Библии (Шаббат, 30 б). О ней прямо говорилось, что она содержит еретические воззрения (Вайикра рабба, 28 а)[7]».
Вопрос по цитате из Википедии. Это — правда, что в этой книге Танаха есть что-то еретическое, согласно мудрецам Торы? М.
Шалом, М.!
Действительно, в талмудическом трактате Шабат (30 б) и в мидраше «Ваикра Рабба» (28:1) сообщается, что в свое время перед мудрецами стоял серьезный вопрос — как относиться к книге Коэлет (Экклезиаст). Были мудрецы, считавшие, что эту книгу следует скрыть от посторонних глаз, поскольку в ней содержатся высказывания, которые могут быть восприняты как еретические.
Но, в конце концов, они решили отказаться от этой идеи. Вероятно, мудрецы посчитали: намного важнее, чтобы как можно больше людей смогли приобщиться к мудрости этой книги. И даже если найдутся люди, которые поймут ее слова превратно, не беда. О таких людях сказано в книге пророка Ошеа (14:10): «…ведь верны пути Господни, и праведники пойдут по ним, а грешники споткнутся на них».
Что же касается самих мудрецов Талмуда, то они, разумеется, относились к книге Коэлет с величайшим уважением. Для примера приведу Вам отрывок из «Ваикра Рабба» (28:1), где говорится о том, как они сами понимали некоторые «сомнительные» места в этой книге.
Сказал раби Биньямин бен-Леви: хотели [мудрецы] скрыть книгу Коэлет, поскольку нашли в ней слова, близкие к ереси: Моше сказал (Бемидбар 15:39): «… и не будете блуждать, влекомые сердцем вашим и глазами вашими…», а Шломо говорит (Коэлет 11:9): «…и иди, куда ведут тебя сердце твое и видение очей твоих…»!
Что же, теперь все дозволено, нет правосудия и нет Судьи?! Но, поскольку он продолжил (там же): «…но знай, что за всё это Б-г приведет тебя к суду!», сказали [мудрецы]: «прекрасно сказал Шломо!»
Сказал раби Шмуэль бар-Нахмани: хотели [мудрецы] скрыть книгу Коэлет, поскольку нашли в ней слова, близкие к ереси. Шломо говорит: «Какая польза человеку от всех трудов его, что он трудится под солнцем?» Что же, даже от труда над изучением Торы [нет пользы]?!
Рассмотрели и сказали: если бы сказал: «от всех трудов», мы бы поняли, что даже от труда над изучением Торы. Но, поскольку он сказал: «от всех трудов его», [это значит] от его [личных] трудов нет пользы, но от труда над изучением Торы есть польза! Сказал раби Йудан: «под солнцем» нет пользы, но [от труда над изучением Торы, которая] «выше солнца», есть польза!
Можно только поразиться дальновидности наших предков, которые смогли предвидеть, что спустя тысячи лет найдутся «мудрецы» из Википедии, которые высмотрят в книге Коэлет критику ортодоксального иудаизма!
Послушаем всему заключение: Б-га бойся и заветы Его храни, ибо в этом весь человек… (Коэлет 12:14)
Желаю удачи!
С уважением, Арье Гальчук
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Барух Лехт
Рав Бенцион Зильбер
Ведь это же радостный праздник?
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Моше Пантелят
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону