Темы: Аризаль, Страдания, Раскаяние, РАМХАЛЬ, Радость, Молитва, Смерть, Болезни, Здоровье, Жизнь, Страх
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныГлубокоуважаемые раббаним, когда размышляю о коронавирусе и вижу всю картину в мире, которая с этим связана, меня охватывает безумное чувство радости и ликования, чуть ли не до слёз, что Творец Себя приоткрыл, хотя везде умирают люди.
Кроме того, я почти абсолютно уверен, что меня и мою семью Б-г не поразит, хотя мой уровень еврейства в смысле соблюдения и изучения объективно, так сказать «на уровне плинтуса».
Вопрос: Можно ли так радоваться, когда люди в опасности? Можно ли быть настолько наглым и думать, что меня это не коснётся? Тимур
Здравствуйте, Тимур!
Вы правы в том, что пандемией «Б-г Себя приоткрывает». Такого рода события, явно выходящие из ряда вон и заставляющие людей менять свои планы, всю свою жизнь и в целом меняющие весь мир — явный знак вмешательства Б-га.
Он толкает мир в каком-то направлении (часто более чем в одном аспекте), а также хочет, чтобы мы оторвались от рутины и призадумались о своем существовании. Чтобы осознали, насколько всё хрупко — вся наша цивилизация, все ее блага, всё устройство жизни. Ничто нельзя воспринимать как должное, ничто не появляется и не существует «само по себе», всё — от Б-га.
А если мы чего-то лишаемся, то, во-первых, надо подумать: может быть, злоупотребили или слишком привыкли и недостаточно ценили? Может быть, надо ощутить отсутствие того или иного блага, чтобы вновь его оценить и порадоваться, когда вернется. Конкретно, в свете карантина — недостаточно ценили окружающих нас людей, привыкли к их достоинствам и только критиковали недостатки. А теперь их временно не хватает — а иные и вовсе в опасности…
А, во-вторых, может быть, Б-г желает, чтобы мы оставили старое и нашли что-то новое? Новое занятие, призвание, работу, хобби и т. д.
В то же время, открытая радость, когда люди находятся в такой опасности, явно неуместна. Так же, никто не имеет оснований для уверенности, что лично его это не коснется… Даже если мы чувствуем, что пандемией Б-г Себя приоткрывает, это откровение — не для того, чтобы люди радовались, а для того, чтобы трепетали, каялись и молились о спасении. Ну и, как сказано, серьезно задумывались.
Даже когда Б-г открыто спасает праведников и уничтожает нечестивцев, это еще не обязательно повод для радости. Так, когда Б-г совершил самое открытое в истории чудо — рассечение Красного моря, — когда евреев спас, а египтян утопил, ангелы начали было хвалебную песнь (шира). Но последовал окрик Б-га: «Мои создания тонут в море, а вы поете?!» (Санхедрин 39б). Самим евреям можно было петь потому, что они были спасены, но стороннему наблюдателю — нет.
А ведь тогда всё было очевидным: египтяне — нечестивцы, да еще и намеревающиеся уничтожить евреев, должны быть остановлены и, вообще, заслужили смерть, вот Б-г их и поражает. При этом спасая праведников. Всё равно — не повод для радости. Даже откровенных нечестивцев создал Б-г, «вложился» в них. В идеале — для того чтобы они сыграли какую-то позитивную роль. Что поделаешь, они много раз делали неправильный выбор, в результате их уничтожение стало неизбежным. Это грустно.
Тем более, сегодня, когда в целом Б-г Себя скрывает, «маскируется» под законы природы, и невозможно точно определить причину страданий каждого человека. Почему именно того сбила машина, а этого взорвал в автобусе террорист? Почему именно тот умер от рака? Хороший же был человек!
Сейчас невозможно просто и однозначно определить людей как «хороших» или «плохих», обычно они — «сложные». Вот и в данный момент совсем не очевидно, почему умирают те, кого поражает коронавирус, в чем их грех. И радоваться здесь абсолютно нечему. Можно только ужасаться и молиться Б-гу обо всех людях, которые больны и которые еще живы и здоровы — и о себе.
Да, о себе. Никаких гарантий, что с конкретным человеком этого не случится, нет. Даже если он великий праведник. В истории случалось, что в эпидемиях умирали воистину великие мудрецы и праведники. Например, Аризаль — в возрасте 38 лет, Рамхаль — в возрасте 39 лет, вместе с женой и единственным сыном…
Оба оставили огромное наследие в сфере еврейской мысли и философии, постижения духовного устройства мира. Книги учеников Аризаля и самого Рамхаля стали классикой и изучаются всеми последующими поколениями. Так что наверняка в Будущем мире эти гиганты получают великую награду. Но в этом мире — умерли в эпидемиях.
Так что никто не может чувствовать себя в безопасности. В нееврейском мире тоже уже известно много случаев заражения представителей элиты: артистов, политиков, принцев. Неважно, каков твой статус и что ты сделал, опасность есть.
Будем же молиться и за себя, и за своих близких, и за весь мир.
Крепкого всем здоровья и успехов в дальнейшей жизни, какой бы она ни стала после этого грозного вмешательства Б-га!
С уважением, Меир Мучник
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Яков Шуб
А готовить в одной духовке?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Реувен Куклин
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону