Темы: Предназначение, Адам, Плодитесь и размножайтесь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, Ребе! У меня немного странный вопрос к вам, но, надеюсь, он уместен: почему у людей разная внешность? Спасибо за будущий ответ! Никита
Здравствуйте, Никита!
Мудрецы Талмуда явно сочли бы Ваш вопрос вполне уместным, т. к. они напрямую его обсуждают. Они спрашивают (Санедрин 37а): почему изначально был создан только один человек, а потом от него произошли остальные люди (в отличие от животных, которые сразу были созданы во множестве)?
И дают, среди прочих, такой ответ: это демонстрирует величие Творца: человек штампует множество монет с помощью одной печатки-штампа, и все монеты одинаковы. А Творец «штампует» всех людей «печаткой» с изображением первого человека, но все люди выглядят по-разному.
Явление, действительно, чудесное: вроде бы, все созданы по одному «трафарету», одной модели. У каждого лицо: глаза, рот, нос и т. д., и, казалось бы, уж сколько тут может быть вариантов? Тем не менее, их бесчисленное множество! Есть люди похожие, но одинаковых нет, даже близнецы обычно все-таки чем-то различаются. Только Б-г мог такое создать!
Но с какой целью Он создал такое разнообразие?
Мудрецы говорят (там же, 38а): как различны лица людей, так различны и их мнения и характеры.
То есть разные облики отражают и «подчеркивают» разные души. Т. к. тело — «оболочка», «одежда» души в этом мире. И так легче осознать важнейший факт: каждый человек уникален. Б-г создал его специально — для выполнения особой роли в этом мире. Поэтому надо относиться с максимальным уважением — и к другим, и к самому себе.
К другим — потому, что каждый их них занимает свое место в мире и выполняет свою роль по воле Самого Б-га. Тебе этот человек не нравится? А Б-гу, представь себе, нравится. Иначе не создал бы его. Мудрецы говорят больше: даже один человек — это целый мир. Поэтому его жизнь настолько дорога, настолько велика заслуга ее спасения и настолько тяжек грех убийства. Только Б-г может решать, должен человек здесь быть или нет. (Кроме тех случаев, когда он откровенно угрожает чьей-то еще жизни — тогда уж тот человек действует по своему выбору, а наша ответственность — защитить от гибели других людей).
Уважение к самому себе — не думать, что Б-гу ты безразличен. Что незначителен. Что ничего особенного не можешь сделать. Ведь Б-г тебя создал с твоей уникальной внешностью — и душой. Значит, ты Ему нужен! Значит, что-то можешь. И должен сделать. Так что нечего отлынивать от работы, надо выполнять свою важную миссию.
На языке мудрецов: «…каждый человек должен сказать: ради меня был сотворен мир» (Мишна Санхедрин 4:5). Не «может» так сказать, а должен! Потому что это ответственность: весь этот мир Б-г создал ради меня — как же я Ему обязан, какой же важной должна быть роль, которую я должен выполнить в Его мире!
Наконец, мудрецы приводят еще одну причину: люди созданы с разной внешностью на тот случай, если кто-то возжелает дом или жену ближнего. Если бы все выглядели одинаково, человек мог бы притвориться кем-то другим и взять чужое. А так всем будет очевидно, что он самозванец. Это, разумеется, не остановит всех воров и похотливых злоумышленников, но явно затруднит их деятельность и таким образом облегчит нормальное функционирование общества. В фантастических сюжетах мы находим много вариантов того, что можно было бы натворить, если бы существовала возможность тем или иным образом принять внешность другого человека.
Животных для этой цели настолько разными создавать не пришлось: они друг друга чуют, да и отношения самцов и самок у них устроены по-другому. Но люди распознают друг друга по внешности, у большинства есть имущество и жена, а по природе человек не склонен удовлетворяться тем, что имеет, а желает большего. Его задача — направлять это стремление в правильное русло. Но свобода выбора создает возможность и неправильного проявления этого стремления. Поэтому разные облики помогают создать определенную степень защиты от преступлений.
Такие вот идеи высказывают мудрецы, отвечая на Ваш важный вопрос.
Желаю Вам успешного выполнения Вашей уникальной миссии в жизни, отраженной, несомненно, уникальной внешностью, с которой создал Вас Б-г.
С уважением, Меир Мучник
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Овадья Климовский
Рав Яков Шуб
Зачем Б-г создал землю?
Рав Бенцион Зильбер
Кто обязан плодиться и размножаться?
Рав Яков Шуб
А если эти дети — мамзеры?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Заповеди Плодиться и размножаться, Обрезания, О клеветнике и О насильнике.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону