Темы: Моше, Война, Чудеса, Вера, Казни Египетские, Исход из Египта, Богобоязненность, Песнь Красного моря
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, в Торе написано, что, когда евреи вышли из моря, узрел Израиль великую руку (великое деяние), которое совершил Г-сподь над Египтом, и устрашился народ Г-спода, и поверили они в Г-спода и в пророчество Моше, Его раба. Прежде не боялись Б-га, а с этого момента достигли Б-гобоязнености.
Вопрос: что это значит? Ведь они видели все знамения, которые Всевышний явил в Египте, видели Его удары, знаки и чудеса, что Всевышний изменил всю природу. Однако, несмотря на всё это, не боялись Б-га! Как такое может быть? Олександр
Уважаемый Олександр!
Вопрос, конечно, замечательный и, как и многие другие замечательные вопросы, его задают комментаторы Писания. Попробуем разобраться.
Когда-то я слышал об интересном эксперименте, проведённом в Америке. Посреди улицы положили крепкую доску средней ширины и предложили прохожим пройтись по ней. Множество прохожих, не задумываясь, проходили от одного конца до другого. После этого доску подняли на крепких подпорках на метровую высоту и повторили предложение. Многие из прохожих откликнулись и на это предложение, хотя, согласитесь, упасть с метровой высоты не очень приятно.
После этого подняли планку на высоту двух метров, и количество желающих принять участие в эксперименте заметно уменьшилось, хотя ширина доски была приличной и никаких опасений не вызывала. Еще через несколько заходов, в каждом из которых планка поднималась всего лишь на метр, еле-еле смогли найти героя, который осмелился пройти по недлинной и совершенно безопасной доске. Но и он не выдержал: почти сразу опустился на четвереньки и буквально прополз по доске.
Видимо, страх упасть прямо пропорционален осознанию высоты, на которой находилась доска, и, соответственно, осознанию последствий возможного падения, хотя шансы упасть были мизерными.
Согласно комментаторам, здесь действовал тот же принцип. Безусловно, евреи осознавали силу Творца и до перехода через море, но после этого — в значительно большей мере. И это переживание было настолько сильно, что по сравнению с ним тот уровень богобоязненности, которого евреи достигли при выходе из Египта, как бы и не был уже богобоязненностью вообще.
В этой связи уместно привести рассказ об одном из гаонов (так называли руководителей ешив в Вавилонии около тысячи лет назад), который каждый день совершал тшуву, раскаиваясь в своих грехах. Когда его спросили, в каких грехах может раскаиваться такой праведник, он объяснил: поскольку каждый день он всё больше осознаёт величие Творца, ему становится стыдно за свое недавнее поведение — недостаточно выражавшее то уважение, которое человек должен испытывать к Б-гу.
Но, конечно, стоит попытаться понять: что именно так поразило евреев, видевших Казни Египетские, при переходе моря и привело их на совершенно новый уровень веры?
Во-первых, надо сказать, что Казни Египетские были только прелюдией к чудесам, происшедшим на море. В Пасхальной Агаде наши мудрецы объясняют: чудеса на море, как минимум, в четыре раза превзошли те, что были в Египте.
Во-вторых, при рассечении моря проявился принцип мера за меру: египтяне, топившие еврейских младенцев в Ниле, теперь потонули сами.
Мне хочется добавить ещё одно объяснение. В Египте Всевышний как бы вёл войну (смотрите мидраш в начале главы Ваэра, Шмот), постепенно подавляя сопротивление египтян и наращивая силу казней и ущерб от них с каждым «заходом». (Сначала пострадал рыбный промысел, затем животные ресурсы, а под конец и сельское хозяйство). Что значит война? Вооруженное противоборство, противостояние между двумя сторонами (в данном случае между египтянами и Всевышним). В Египте евреи убедились, что противостоять Всевышнему невозможно.
На море евреи сначала устрашились египтян, преследовавших их. Им показалось, что война, которую вёл Творец, не достигла цели — и вот египтяне снова близки к победе. Что выяснилось после рассечения моря? Египтяне не только не были способны противостоять Творцу, но и вся их погоня за евреями оказалось частью плана Творца, Заманившего их в ловушку. Их погоня была не чем иным, как самоуничтожением!
Евреи убедились в том, что человек в любом случае только способствует исполнению воли Творца, но никак не противостоит ей. Весь выбор в том, выполнит он волю Творца по своей воле или против неё. Война, которую человек начинает с Творцом, может быть направлена только против самого этого человека. И об этом сказал царь Давид в главе Тэилим, которую мы читаем в среду: «И Он обратит их беззаконие против них, и своё же злодейство их уничтожит!» (94:23).
С уважением, Яков Гельфман
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Реувен Куклин
Чем будет жив праведник?
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону