Темы: Йосеф, Египет, Фараон, Суд, Агада, Шхина, Ангелы, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Так почему же Иосифа, нищего и бесправного раба, не убили в Египте? Смертная казнь ему была обеспечена, но вынесена не была! Раб-инородец, обвиненный в попытке изнасилования жены министра фараона, — и не казнён! Почему же его осудили на пожизненное тюремное заключение? Владимир
Здравствуйте, Владимир!
Вы задаете хороший вопрос, который задают и многие великие комментаторы Торы.
Их ответы идут по двум основным линиям.
Первая: как Вы и говорите, если бы Йосефа судили обыкновенным образом, то казнь ему была бы обеспечена, его господин добился бы этого, судом или даже без. Но все дело в том, что его господин, Потифар, очень любил Йосефа и ценил его как работника. Как сказано в Торе, Йосеф так хорошо и успешно работал, что быстро завоевал полное доверие Потифара и тот отдал в его руки все хозяйство. По факту Йосеф сделался не рабом, а управляющим.
А вот жена Потифара, как очевидно из самой истории, большой верностью и любовью к мужу не отличалась. Поэтому, когда она обвинила Йосефа в изнасиловании, Потифар хорошо понимал: не факт, что ей следует верить больше, чем Йосефу. Поэтому, как пишет Рамбан (к Берешит 39:20), Потифар не дал ему предстать перед обычным судом, а посадил в особую тюрьму, «где содержатся заключенные царя» (там же). То есть, это была «привилегированная» тюрьма, куда сажали не тех, кого осудили по закону, а тех, кто впал в немилость у царя или его сановников типа Потифара — и кто впоследствии мог вновь оказаться в милости, как один из царедворцев, о которых Тора пишет после этого.
Альших (там же) идет дальше: Потифар не просто полюбил Йосефа, но, как сказано в мидраше (Берешит Рабба 86), «увидел над его головой Б-жественное Присутствие». Не то что Потифар был таким пророком, просто, как пишет Тора (там же 39:3), «увидел его господин, что Б-г с ним».
Даже Потифару было очевидно, что Йосеф — особый человек, что ему покровительствует и помогает Сам Б-г. Поэтому он не просто сомневался, заслуживает ли Йосеф наказания, — он БОЯЛСЯ причинить ему боль и тем самым, вероятно, вызвать гнев покровительствующего ему Б-га. Так Альших описывает дилемму Потифара: что мне делать? Если встану на сторону жены, то пойду против Б-га Йосефа и навлеку на себя Его гнев. А если встану на сторону Йосефа, обреку на позор жену, а значит, и себя!
Поэтому, объясняет Альших, в Торе сказано (там же): «И взял господин Йосефа, и отдал его в темницу». Когда слово «взял» используется в отношении человека, оно часто толкуется как «взял словами». Т.к. человека обычно не «берут» физически, как предмет, чтобы куда-то понести, а убеждают куда-то пойти. (См. комментарии Раши к Берешит 2:15, Шмот 14:6, Ваикра 8:2). Вот и Йосефа господин «взял» не силой, а максимально мягко попросил проследовать в темницу и понять, что по-другому он, Потифар, не может, что обязан сохранить достоинство жены и собственное.
И даже в тюрьме Йосеф не стал заключенным в полном смысле слова. Мальбим спрашивает, о чем говорит «избыточность», как может показаться, слов Торы «и был он там, в темнице». Ведь достаточно сказать: «и был он в темнице», в Торе ни одно слово не употреблено «просто так». «Лишние» слова намекают на то, что в темнице только формально было теперь его место, но на практике он продолжать служить Потифару.
Ведь сама тюрьма принадлежала Потифару, и там тоже была работа, было поле деятельности для Йосефа. И, в принципе, Потифар мог дать такую работу Йосефу, даже если бы тот ни в чем не провинился. Так что любить и ценить Йосефа Потифар не перестал, просто под давлением обстоятельств был вынужден «перевести его на другую должность».
Вторая линия ответов: все-таки даже по египетским законам казнь Йосефу не была обеспечена. Почему? Как пишет Йосеф Бэхор Шор (один из тосафистов, ученик Рабейну Тама), а также Хизкуни (раби Хизкия бар-Маноах, ок. 1250-1310, Франция), свидетелей у жены Потифара не было, было лишь ее бездоказательное заявление, которое уравновешивалось отрицанием Йосефа. То есть, хотя Йосеф был рабом, полного произвола в суде не было.
Впрочем, Хизкуни идет дальше и приводит слова агады, добавляющей подробностей и логичности этой истории. Йосефа привели на суд фараона, но туда явился ангел Гавриэль в образе человека и предложил: давайте проверим одежды Йосефа и жены Потифара. Если порвана ее одежда, значит, он домогался ее, а если порвана его одежда, значит, она домогалась его! Проверили, оказалось — второе. То есть, на самом деле в суде выяснилась вся правда и невиновность Йосефа была доказана. Поэтому его и не казнили. Но, поскольку всё равно надо было сохранить репутацию жены Потифара, его посадили.
С уважением, Меир Мучник
Рав Зеев Урман
Рав Натан Агрес
Разве фараон после казней не отпустил бы народ, если бы ему сказали правду?
Рав Эльяким Залкинд
Слова Каина противоречат догматам иудаизма?
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как понимать странные, на первый взгляд, высказывания мудрецов Талмуда? В них, оказывается, зашифрованы тайны Торы...
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Арье (Лев) Кацин
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону