Темы: Предназначение, Природа, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом Вам, уважаемые раввины. Давно мучит вопрос по этому тексту: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28).
Почему повеление «плодитесь и размножайтесь» мы исполняем, хотя не у всех есть желание рожать, пока рожается, а вот «владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» — не исполняем? Я нигде не слышал, чтобы учили этому, типа того, что вот, Б-г повелел и нам надо владычествовать.
Я живу на севере Красноярского края, и к нам в село периодически заходят то медведи, то волки. И, конечно, очень хочется в таких случаях владычествовать над ними. Но вот они так не думают и не хотят, а ведут себя, как пожелают. Как правило, помогает только ружьё. Так как нам исполнить повеление Б-га о владычестве?
Из этого вытекает другой вопрос: если мы не выполняем это повеление, то какое будет наказание за невыполнение?
Здравствуйте.
Спасибо за вопрос. Слово רדו (рду), которое в тексте, который Вы приводите, переведено как «владычествуйте», употребляется в Писании в разных значениях. Иногда оно означает жестокую власть и тиранию, например: «И властвовать будут над вами ненавистники ваши» (Ваикра 26:17).
А иногда означает умелое управление, организацию: «Кроме начальников, поставленных Шломо над работой, три тысячи триста надсмотрщиков управляли народом, выполнявшим работы» (Млахим I 5:30). И так же — в (Млахим I 9:23, Диврей а-Йамим II 8:10).
Невозможно предположить, что Милосердный создал человека для того, чтобы тот истязал животных, рыб и птиц. Поэтому, конечно же, более приемлемым будет второе понимание.
Да, господство человека над миром — это воля Б-га. Как пишет Рамбан: «Дал им силу и власть над всей землей поступать по своему разумению». И сказано: «Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его» (Теилим 8:7) Человек издревле использовал труд животных, использовал их кость, шерсть, кожу, мех, мясо, молоко.
Но Всевышний, сотворив мир, поставил человека мудро управлять этим миром, отвечать за его сохранение. Как сказано: «И взял Господь Б-г человека и поместил его в саду Эденском, возделывать его и охранять его» (Берешит 2:15). Как в духовной, так и в материальной сферах Всевышний ожидает от человека позитивной, созидательной, а не разрушительной деятельности.
Но в процессе покорения мира человек стал забывать, что Всевышний повелел еще и охранять мир. С наступлением эпохи технологического прогресса человек начал уничтожать естественный ландшафт, загрязнять воздух, истреблять животных, приводя к вымиранию целых видов.
Только в последних поколениях человечество, может быть, начало стараться выполнять это повеление должным образом — правильно властвовать над природой. Сегодня это выражается в законах об охране окружающей среды и в законах, направленных на сохранение вымирающих видов и восстановление исчезающих видов животных.
Наказывает за нарушение этого требования человечество, прежде всего, само себя. Не нужно объяснять, к каким разрушительным последствиями приводит бездумное использование природных ресурсов. Чтобы этого избежать, уже на заре истории Тора предписала нам взвешенный путь к гармонии в мире: человеку дано покорить и подчинить мир для удовлетворения собственных потребностей, но он должен прилагать все усилия для сохранения этого мира.
С уважением, Зэев Урман
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Ко всем ли твореньям Б-жьим относится заповедь "Не убий"?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Рав Захария Матитьяу
Рав Меир Мучник
Это не претензия к Небесам, не дай Б-г…
Неизвестный автор
Дерево Шитим, в современном иврите так называют Акацию. Но в Торе деревом "Шитим" назывался кедр, и именно он использовался при строительстве Мишкана (переносного Храма) в пустыне. Кроме перекрытий Мишкана, дерево Шитим было использовано для Ковчега Завета, а также для стола с Хлебами Приношения. Мидраш говорит, что название "Шитим" не случайно. Его можно представить как аббревиатуру четырех слов: «Шалом» (мир), «Това» (добро), «Йешуа» (спасение) и «Мехила» (прощение).
Рав Овадья Климовский
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли быть, что современное сионистское государство Израиль будет уничтожено, а родиной евреев станет, например, Украина? В Украине святости больше, чем в современном Израиле? Где евреи дома? Царство Машиаха будет о
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли иудаизм проводить свою сугубо культурную и духовную линию, отстраняясь от политики? Биньямин Нетаньяху пытается сыграть на религиозных чувствах в своих интересах? Религия — это нечто духовное, отрешенное от ми
Рав Бенцион Зильбер
Как нам, евреям, относиться к такому явлению?..