Темы: Раввин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДействительно ли для еврея ничего не значат слова раввина? Пояснение. Уже не первый раз слышу от евреев подобное: «Ответ одного раввина ничего не значит. Тысячи раввинов, тысячи мнений». Андрей
Здравствуйте, Андрей!
Простой ответ на Ваш вопрос — конечно, мнение одного раввина имеет значение.
Несмотря на то, что у разных раввинов, действительно, бывают разные мнения.
Прежде всего, стоит подчеркнуть, что принципиальных разногласий между раввинами не так уж много. В вопросах об основах религии, данных Б-гом заповедей и запретов Торы их мнения, по большому счету, совпадают.
(Здесь не идет речь о таких движениях, как «реформистский» или «консервативный» иудаизм, идеологи которых совершенно исказили Тору, отбросив многие ее заповеди, показавшиеся им «устаревшими». В результате то, что у них получилось, «иудаизмом» уже не назовешь, и на практике большинство их адептов, в конечном счете, ассимилируются. Если такой «раввин» считает, что ему можно проводить церемонию брака еврея с нееврейкой, то его мнение для нас действительно ничего не значит).
Разногласия чаще всего возникают в отношении конкретных действий, регулирующихся тем или иным законом. Например, кто-то может считать, что определенное действие запрещено, так как входит в категорию той или иной «работы», запрещенной в субботу, а кто-то может считать, что не входит. Или все могут соглашаться, что в принципе входит, но дискутировать о том, можно ли разрешить пользоваться результатами действия постфактум или разрешить это действие в ситуации, когда нет другого выхода (если закон установлен изначально не самой Торой, а более поздним по времени постановлением мудрецов, то в определенных случаях подобные «послабления» возможны).
Другой тип возможных различий — в житейских советах людям или целым общинам. Такова жизнь: есть общие принципы ее мудрости, но о том, как именно применять их на практике в конкретном случае, могут быть разные мнения.
Кого же слушать? Того, кто является твоим раввином. То есть того, кто тебе ближе, лучше тебя знает, лучше понимает твою жизнь и характер в целом и конкретную ситуацию в частности.
Другими словами, наличие разных мнений среди раввинов не более «неправильно», чем наличие разных мнений и подходов, например, среди тренеров. Они ведь могут быть разными по стилю в целом, да и разным спортсменам задавать разные режимы тренировок, ставить разные задачи и программы. И это, разумеется, не значит, что совет одного тренера «не имеет значения». Просто надо найти «своего» тренера, который поймет, что тебе нужно, как тебя тренировать, какими словами вдохновлять, подберет к тебе «ключик». Что правильно и спасительно для одного человека, может быть пагубно для другого, тут надо чутко разбираться в людях. В этом и заключается понятие даат Тора — «мнение Торы» — не просто знание закона Торы, а понимание, как именно применить его на практике в конкретных случаях.
Если говорить о теории, то обилие разных мнений заложено в самой основе Торы. Мудрецы говорят: «У Торы семьдесят сторон/ликов», то есть на нее можно смотреть с множества («семидесяти») точек зрения, у нее много вариантов толкования. «И те, и те — слова Живого Б-га». Он специально заложил в Тору разные варианты толкования, каждое из которых верное.
Мудрецы также говорят о семидесяти старейшинах, входящих в Высший раввинский суд, и о семидесяти (основных типах) еврейских душ и характеров. А также о семидесяти (основных) народах мира и языках, на которых они выражают свои мысли (см. комментарий Рамбана к Бемидбар 12:16).
То есть все это многообразие не случайно и не результат какой-то ошибки или анархии, в результате которой мнение каждого раввина «потеряло значение». Наоборот, мир в разных его аспектах создан как «дерево», в котором у каждой ветви свое место и свое значение. Как у каждого народа своя земля, свой язык и своя культура, так и у каждого еврея свой удел в Торе и свой путь к Б-гу. Народы мира, их языки и менталитеты — это ветви, далеко разошедшиеся от центрального ствола Торы, образующие более «широкое дерево». А разные еврейские души и их подходы к Торе — это ветви, образующие более «плотное дерево» вокруг ее ствола. Эти подходы и передаются «семьюдесятью старейшинами», каждый передает свой путь представителям одной из ветвей.
Надо только найти свою ветвь. Определить, кто ты и с какой стороны идешь к Б-гу, по какому пути. А для этого надо найти раввина, который знает и понимает твое происхождение и характер и сможет как порекомендовать общее направление, так и дать совет в каждой конкретной ситуации.
Желаю Вам найти именно такого раввина и добиться в жизни всех успехов, на которые способна Ваша ветвь, полностью «расцвести» и образовать свою неотъемлемую и важную часть «кроны дерева» нашего народа!
С уважением, Меир Мучник
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Берл Набутовский
Кого каждый из нас может назвать своим учителем?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Кроме запретов, данных Торой, существует немало ограничений, установленных раввинами. Относиться к ним следует столь же внимательно и ревностно.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Александр Айзенштадт
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?
Рав Ашер Кушнир
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Еще со времен вавилонского изгнания многие мудрецы и руководители еврейских общин по разным причинам избегали выполнения этой мицвы. Именно поэтому ведущие академии по изучению Торы оставались в Вавилоне вплоть до X века.
Рав Моше Лебель
Воспоминания о мудреце Торы, который учился по 18 часов в сутки и при этом досконально разбирался в происходящем за стенами бейт-мидраша.
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Я читала, что сейчас выбирают светских раввинов. Как это может быть?
Рав Овадья Климовский
Как восстановить прерванную цепь?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону