Темы: Предназначение, Деньги, Цдака, Мидраш, Помощь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСказали наши мудрецы: «Больше, чем хозяин дома делает для бедняка, бедняк делает для хозяина дома» (Ваикра Рабба 34:8). Как это понять правильно?
Здравствуйте!
Имеется в виду: тот, кто даёт пожертвование бедняку, выигрывает от этого больше, чем сам бедняк, получивший пожертвование. Ведь «выигрыш» бедняка ограничен: он заканчивается, когда заканчиваются деньги или пища. А «выигрыш» дающего бесконечен, ведь он, сделав доброе дело, улучшил себя, собственную природу, и таким образом приблизился к Источнику жизни — Творцу мира. Поэтому праведные евреи часто говорят тем, кому помогают: «Спасибо, что удостоил меня».
Турнус Руфус, римский наместник в Иудее, спросил у раби Акивы: «Если Творец хочет, чтобы у бедняка были деньги, почему не даёт их ему?» Ответил раби Акива: «Для того, чтобы дать возможность богатым заработать заслугу». В этом ответе — основа еврейского мировоззрения. Всевышний прекрасно справляется с управлением миром без посторонней помощи, так же, как создал мир без неё. Кажущиеся «недостатки» мира созданы специально для того, чтобы дать человеку возможность стать как бы участником творения и так приблизиться к Творцу.
Эту идею удивительным образом воплотил царь Адиабены Мунбаз, принявший иудаизм вместе со своей матерью, царицей Еленой. Во время голода он открыл царскую сокровищницу, чтобы накормить народ. Министры противились этому шагу, говоря: как можно растрачивать богатства, которые столетия собирали твои предки? Но царь Мунбаз, сделавший из философии иудаизма практические выводы, ответил: «Мои предки собирали для других, а я оставляю себе». Ведь единственное, что остаётся человеку после смерти, — это его добрые дела.
Это — о «выигрыше» дающего в Будущем мире. А теперь поговорим о пользе в этом мире.
Сказал царь Шломо (Соломон), что цдака (благотворительность) спасает дающего от смерти. Иллюстрацией этого является известная история с дочерью раби Акивы. На собственной свадьбе она единственная обратила внимание на бедняка, который стеснялся, видимо, попросить милостыню, и подала ему еду. Перед сном она воткнула шпильку для волос в стену, а наутро выяснилось, что этой шпилькой она убила ядовитую змею, которая иначе укусила бы ее в ночь свадьбы.
Но и это ещё не всё. Сказали мудрецы, что награду за благотворительность человек получает в Будущем мире, но плоды её вкушает уже в этом мире. «По-житейски» это можно объяснить так. К достойному человеку все хорошо относятся, и всегда найдётся тот, кто ему поможет, когда это будет необходимо. Как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей. Да и жить приятней, когда вокруг люди улыбаются и радуются тебе, и на сердце светло.
С уважением, Яков Гельфман
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Ашер Кушнир
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Бенцион Зильбер
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону