Темы: Смысл творения, Цель творения, Страдания, Награда и наказание, Смысл жизни, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Недавно я посмотрел художественный фильм «Чернобыль» и был очень взволнован. Факты, которые я узнал, меня очень потрясли, мир был на грани катастрофы, и то, что она не произошла, — настоящее чудо. Но всё это как будто прошло незамеченным для большинства людей.
Во время просмотра у меня возник вопрос. Всё, что происходит в мире, связано с тем, как евреи служат Всевышнему. Но, по-моему, последние десятилетия прошлого века в еврейском мире происходили изменения в лучшую сторону. И вот, когда я смотрел заключительную серию, в ней вскользь упомянули, что на земле, где сейчас находится Чернобыль, раньше были поселения поляков и евреев и что поляки устроили погромы евреям. Можно предположить, что это возмездие, но ведь больше пострадали украинцы, чем поляки. И все это произошло в Шаббат!
Простите, я задаю вопрос, на который знает ответ только Б-г. Всё же, возможно, вам больше известно о причинах случившейся трагедии. Даниэль
P. S.: Спасибо за предыдущие ответы.
Здравствуйте, Даниэль!
Вы правы: точный ответ на Ваш вопрос знает только Б-г.
Что касается еврейских погромов в прошлом: насчет поляков не знаю — хотя польским евреям в течение истории определенно было на что жаловаться. Но судьба евреев Чернобыля, насколько мне известно, была аналогична судьбе других многочисленных еврейских общин Украины. В 17-ом веке их громили казаки, в 1905 г. — они же вместе с черносотенцами, в Гражданскую войну — тогдашние бандитские группировки. Наконец, в Холокост евреи были полностью истреблены нацистами, которым обычно активно помогали местные. Так что авария на реакторе определенно была не первым печальным событием, произошедшим в этом месте, и, если снимать фильмы о предыдущих, они тоже получатся душераздирающими.
Но то, что Вы пишете, верно по существу: в аварии, уже в 1986 г., скорее всего, пострадали в основном не те люди, что изначально громили евреев. Да и если бы так Б-г решал поступать с каждым населенным пунктом, где когда-то били евреев, то пришлось бы устраивать очень много Чернобылей по всей Украине, а также в других европейских странах. Достаточно почитать еврейскую историю вообще и историю Холокоста в частности.
С другой стороны, в японском эквиваленте Чернобыля — Фукусиме, ну и, наконец, в Хиросиме — трудно предположить, что кто-то когда-то громил евреев.
Так что вряд ли в этом дело.
Я понимаю, что Вы под впечатлением недавнего фильма о конкретной трагедии. Но, по правде говоря, много на свете происходит катастроф и стихийных бедствий, и каждый раз невозможно постичь, почему Б-г поразил тех или иных людей. Почему было цунами не только в Фукусиме, но и еще более разрушительное — в регионе Индийского океана в конце 2004 г., жертвами которого стало около 250000 людей из разных стран? Почему столько людей гибнет в автокатастрофах во всем мире? А еще больше — от болезней? Ведь именно они на самом деле являются главными убийцами, если поинтересоваться статистикой. Просто это не «новости», поэтому об этом не делают репортажи и фильмы. Иначе картина мира перед нами раскрылась бы совсем другая. (О войнах и терактах — более «громких», но на самом деле сравнительно не столь частых — не говорю, хотя, если посмотреть документальный фильм, скажем, об 11 сентября, то вполне могут возникнуть аналогичные чувства и вопросы).
Поэтому на самом деле вопрос тут общий и известный: почему Б-г допускает все эти беды и страдания?
На эту тему написано много, и исчерпывающий ответ мы узнать и постичь не в состоянии. Но один из аспектов ответа: страдание существует в мире потому, что любая человеческая деятельность направлена на то, чтобы кому-то помочь и что-то исправить. То есть на совершенствование мира. Который поэтому должен быть несовершенным. Если бы не было на свете бед и всё было бы идеально, людям просто нечего было бы делать. И их жизнь потеряла бы смысл.
Если бы не было болезней, не нужны были бы врачи, а если бы не было катастроф, не нужны были бы спасатели. И не только подобные профессии, но и практически каждая существует только потому, что в мире надо устранить какой-то недостаток. Потому что цель существования мира — не чтобы жизнь была хорошей, а чтобы люди были хорошими и так зарабатывали награду в Будущем мире. Все существующие проблемы и беды дают людям возможность их решать, помогать другим и так становиться достойными и зарабатывать свою награду.
Поэтому и упомянутый Вами принцип — всё происходящее в мире связано с тем, как евреи служат Всевышнему, — следует понимать в этом духе. Он не означает, что соблюдение евреями заповедей спасает мир от всех бед и обеспечивает полное счастье. Этого, как видим, не происходит — но и не должно происходить, ведь, как сказано, жизнь в таком мире на самом деле была бы не счастливой, а бессмысленной. Скорее, выполнение евреями заповедей следует сравнить с трудом тех же врачей и спасателей: живя в мире, в котором ЕСТЬ болезни и беды, они в каждом случае помогают конкретным людям, спасают их от беды, облегчают им участь. Болезни и беды случаются, но приходят спасатели и врачи, и помогают — и евреи тоже могут помочь своим служением.
И в этом действительно состоит урок, который следует извлекать из подобных событий нам, религиозным евреям: в мире столько трагедий и страданий, а мы своим служением можем облегчить участь тех, кто страдает. Как именно и кому именно — не знаем, но можем. Чем лучше служим Б-гу, тем меньше трагедий, тем меньше пострадавших в каждой трагедии, которая все-таки произошла, и тем легче участь тех, кто все-таки пострадал. Поэтому, увидев подобный фильм и ужаснувшись, постараемся стать лучше, чтобы меньше было в мире страданий.
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тора запрещает причинять боль и страдания словами и поступками. Этот запрет распространяется не только на слова, но и на мимику.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Эльхонон-Буним Вассерман
Рав Эльхонон Вассерман об отношении иудаизма к вере и безверию
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону