Темы: Испытания, Страдания, Награда и наказание, Молитва, Праотцы, Связь с Творцом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Говорит мидраш: «Почему праматери народа Израиля были бесплодны? Потому, что хотел Всевышний услышать их молитвы к Нему». Объясните подробнее этот ответ. Спасибо!
Здравствуйте!
Эти слова приводятся в Гмаре (Йевамот 64а): «Почему наши праотцы (т. е. не только праматери, но и праотцы, см. там) были бесплодны? Потому, что Всевышний желает молитвы праведников». Прежде чем перейти к объяснению, давайте определим, что конкретно здесь неясно. Мне представляется, тут возникают четыре основных вопроса:
1. Молитва действительно нужна и для того, чтобы человек получил то, что ему необходимо, но просьбы об этом необходимом — не самоцель. Как Всевышний может желать, чтобы к нему обращались с постоянными просьбами?
2. Как можно сказать, что Всевышний вообще чего-либо «желает» или «жаждет», если Он самодостаточен и абсолютен? Ведь желание указывает на некую «нехватку», отсутствие желаемого?
3. В чем провинились праведники, что им были посланы страдания? Как это вписывается в систему награды и наказания — награды за правильные действия и наказания за неправильные?
4. Почему Творец желает только молитвы праведников, но не молитвы простых людей?
Рав Элияу Деслер в книге «Михтав мэ-Элиягу», в коротком письме своему ученику, дает ответ на все эти вопросы:
В этом высказывании подразумевается, что Творец по Своей безграничной милости желает дать праведникам возможность приблизиться к Нему с помощью молитвы.
Объясню, что имеется в виду. Молитва, в которой человек обращается к Б-гу со своими просьбами, — одно из самых сильных «средств» приближения к Творцу. Поскольку с помощью молитвы человек проникается сознанием того, что Творец управляет всем происходящим. Особенно молитва, которая исходит из глубины души в час беды или горечи, поднимает человека на очень высокий духовный уровень, которого он не мог бы достичь в «нормальном» состоянии.
Хотя наши праотцы достигли высочайшего духовного уровня, они не могли «взять» некую «высоту» в духовном росте — ту, которая достигается только посредством молитвы в час беды и горя. Поэтому Творец отнял у праотцев самое дорогое для человека — возможность иметь детей. Для того чтобы они обратились к Нему всем сердцем, «взяли» эту «высоту» в духовном развитии и стали совершенны в своем служении.
Иными словами, долгий период бездетности праотцев был плодотворен для них же самих, он позволил им достичь более высокого духовного уровня.
Отсюда мы можем сделать вывод, что иногда Творец посылает человеку трудности не в качестве наказания, а для того, чтобы укрепить его и поднять духовно. Наша задача в этот период — постараться не впадать в отчаяние, а прибегнуть к молитве. И не исключено, что через много лет, оглядываясь назад, человек скажет, что именно эти трудности сделали его сильнее и дали ему бесценный духовный опыт, который он не мог бы получить иначе.
С уважением, Моше Сытин
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Реувен Пятигорский
Авраам, родился в 1948 году от Сотворения мира
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Реувен Пятигорский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону