Темы: Грех, Храм, Прощение, Молитва, Жертвоприношения, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый раввин! Откровенно говоря, меня волнует такой вопрос. Танах говорит: когда человек совершал какой-либо грех, то он приносил определенную жертву, сначала это было в Скинии, потом в Храме. Уже примерно две тысячи лет нет Храма (а жертвы должны приносить только там). Как прощались и прощаются грехи без Храма и жертвоприношений? Заранее благодарю! Максим
Шалом!
Вы задаете очень верный вопрос. Наши мудрецы говорят, что точно такой же вопрос задал Всевышнему наш праотец Авраам. Когда Б-г заключил с ним союз и пообещал многочисленное потомство и Землю Израиля (Берешит 15:9-21), Авраам спросил: что будет, если его дети согрешат и у них не будет возможности принести жертвы, чтобы искупить свой грех? Неужели Б-г откажется от них? Б-г ответил: «Я уже приготовил для них порядок произнесения отрывков о жертвоприношениях. Они будут читать эти отрывки, и Я прощу им все их прегрешения» (Талмуд, Мегила 32 б; Таанит 27 б).
Идея жертвоприношения состоит в том, что человек «жертвует» себя Всевышнему, то есть полностью подчиняет себя Его воле. Осознав это, человек уже не сможет согрешить, поэтому жертвоприношение и является исправлением всех грехов. Ясно, что главное здесь — это мысли и чувства человека. И все-таки фундаментальный принцип иудаизма гласит, что одних мыслей и чувств недостаточно, их нужно дополнить материальным действием. Таким действием становится принесение животного в жертву.
Но и в наше время, когда нет Храма, этот путь не закрыт. Произнося стихи Торы, где говорится о том или ином жертвоприношении, и осмысливая их, человек тоже может заслужить прощение. Поэтому издавна возник обычай произносить перед утренней молитвой отрывок о постоянной жертве тамид и учить пятую главу трактата Мишны Звахим, где говорится о порядке жертвоприношений.
(Я надеюсь, Вы понимаете, что одного жертвоприношения не всегда достаточно для того, чтобы стереть последствия греха, и что оно не всегда спасает от наказания).
С уважением, Арье Гальчук
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону