Темы: Мысли, Эмоции, Цель творения, Предназначение, Чувства и разум, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, скажите, пожалуйста, нужно подавлять разумом все чувства или только греховные? Можно ли давать волю чувствам, эмоциям, когда это не ведёт к злу? Но вдруг они тебя захлестнут и ты не сможешь с ними справиться в дальнейшем? Получается, лучше полностью контролировать их разумом. Но тогда и чувства жалко, ведь они так прекрасны порой. Лучше найти золотую середину или полностью подавить чувства и эмоции? Заранее спасибо. Александра
Здравствуйте, Александра!
Представляется правильным Ваше предположение, что лучше найти золотую середину и давать волю чувствам и эмоциям, когда это не ведет к злу. Иначе действительно жалко чувства, ведь они так прекрасны порой. Любовь, радость, сострадание — неужели лучше без них?
Более того, ведь чувства и эмоции создал Б-г — для чего? Только для того, чтобы их подавлять и чтобы их, в конечном счете, не было? Нет, для такой не-цели Он ничего не создает.
Даже о создании йецер а-ра — человеческих слабостей и дурных наклонностей — в Торе сказано «очень хорошо». Хотя мы со своими слабостями и недостатками должны бороться, в иных ситуациях их тоже надо не полностью подавлять, но использовать во благо.
Например, известный принцип: «конкуренция ученых умножит мудрость». В целом зависть — плохое и опасное качество. Но, в то же время, определенная мера здоровой зависти и конкуренции подстегивает человека и мотивирует его на достижения. Экономика считается здоровой, когда в ней есть конкуренция, а не когда все монополизировала одна фирма или государство. И космос осваивали в условиях жестокой конкуренции СССР и Америка. Надо только следить, чтобы зависть была именно здоровой, а не черной — «хочу, чтобы и у меня это было», а не «хочу, чтобы и у него этого не было».
Аналогичным образом, все, что сотворил Б-г, может быть полезно и ничто не было создано только для того, чтобы потом быть полностью подавленным. Включая, конечно, и человеческие чувства и эмоции.
Более того, подумаем: что было бы, если их действительно полностью подавить?
А вот что: мы превратились бы в бесчувственных роботов. И утратили бы большую часть смысла жизни.
Ведь цель человеческой жизни — совершенствовать себя и окружающий мир. Как именно это происходит?
Человек видит какой-то недостаток, какое-то зло, несправедливость. И — печалится, возмущается, ужасается. Как же так! Это невозможно терпеть! Надо что-то сделать, как-то это изменить!
И — задумывается, как именно изменить, что для этого надо сделать.
И — действует, совершенствуя мир на практике.
Таким образом, чувства и эмоции — это один из этапов, через которые человек проходит, выполняя свое предназначение: чувство — мысль — действие. Именно чувство дает ему изначальный толчок и искру, которые движут им и на следующих этапах.
А если бы чувств и эмоций не было?
Человек мог бы выполнять свое предназначение и совершенствовать мир, но… не с таким «огоньком»! Не с таким рвением. И не с таким результатом.
Весь процесс был бы иным: человек видит несправедливость и… как робот, заключает: так, непорядок, такого не должно быть. Надо как-то по-другому. Как? Так. Делаем.
Да, делали бы, и что-то изменяли к лучшему. Но не так, как делаем, движимые чувствами и эмоциями. Не надрывались бы, когда становилось трудно. Не продолжали бы вопреки всему идти против дождя и ветра, сжав кулаки, преодолевая все преграды.
И, достигнув цели, не радовались бы так. День победы не был бы со слезами на глазах. И не имел бы такого воздействия на нас. Сделал робот свое дело — все, порядок, можно выключаться. Какой праздник?
А ведь конечная цель всей нашей жизни и деятельности — это то состояние души, которое вырабатывается в результате всех наших деяний. Тело умрет, а душа вернется на Небеса — в каком состоянии? Положительные дела вырабатывают положительное состояние души, но также и положительные эмоции при выполнении этих дел. Не просто «дело сделано», а «Хорошо поработали!» Ура! Победа! Со слезами на глазах. И с музыкой. А если бы не было чувств, не было бы ни радости, ни музыки.
Так что только благодаря чувствам и эмоциям мы являемся теми людьми, какими Б-г нас создал (для определенной цели), и какими мы сами хотим быть. Мы не хотим быть роботами, мы хотим радоваться и любить.
Но тут действительно надо проследить, чтобы чувства не уходили в крайность и чтобы разум был готов, в случае чего, их обуздать. На то нам и дан разум, чтобы мы могли контролировать себя и направлять в правильное русло все наши эмоции, всю энергию и энтузиазм. Это не всегда удается, но на то мы и люди, чтобы допускать оплошности, а потом их исправлять и работать над собой.
Чем и займемся, с радостью и любовью.
С уважением, Меир Мучник
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир
Эта практика заключается в том, что человек составляет модель своего будущего…
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Меир Мучник
И зачем в это время поворачивать голову справа налево?
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Рав Реувен Пятигорский
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Ашер Кушнир
Как реагировать на презрительные реплики «русских пенсионеров» о нашей многодетности? Конечно, это весьма нездоровые люди, но как справиться с неприятным ощущением? Кому есть дело до их мира — мира пустоты, ненависти и эгоизма?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону