Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ешива, Рав Александр Кац, Ешива Слободка
Раби Ицхак-Яаков бар Шмуэль-Лейб Рабинович (р. Ицеле Поневежер; 5614—5679 /1854—1919/ гг.) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда.
Родился в местечке Шершеве, недалеко от г. Гродно.
В юности учился у р. Йерухама-Йеуды-Лейба Перельмана (Гадоля из Минска; см.) и воспитывался в его доме — сначала в Сельцах, а затем в Пружанах.
В двадцатилетнем возрасте поселился в Бриске (Бресте) и в течение двух лет занимался под руководством раввина этого города — р. Йосефа-Дова Соловейчика (Бейт алеви; см.).
В 5649 /1889/ году, в возрасте тридцати пяти лет, стал ведущим преподавателем ешивы в Слободке, основанной р. Натаном-Цви Финкелем (Сабой из Слободки; см.).
Благодаря высочайшему уровню его уроков ешива привлекла множество новых студентов и стала одним из мировых центров изучения Торы (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3,с.28).
В 5655 /1895/ году р. Ицхак возглавил крупную общину г. Поневежа (Паневежиса) — в среде знатоков Торы его стали называть «раби Ицеле Поневежер».
В эти годы он приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей своего поколения — из многих общин диаспоры к нему обращались за решением спорных вопросов.
В 5669 /1909/ году р. Ицеле основал в Поневеже высшую школу для изучения Талмуда, названную Кибуц (Товарищество).
В свой Кибуц он пригласил двадцать наиболее одаренных молодых людей, половина из которых уже были женаты. Это новое учебное заведение быстро стало одним из самых престижных и знаменитых в литовском крае (Энциклопедия левейт Исраэль т.15).
С началом первой мировой войны, когда бои приблизились к Поневежу, р. Ицеле был вынужден эвакуироваться на восток, подальше от линии фронта.
Когда он вернулся в Поневеж, новые большевистские власти запретили ему воссоздать Кибуц — начались репрессии, направленные на искоренение еврейской общинной жизни.
Р. Ицхак-Яаков Рабинович, р. Ицеле Поневежер, умер в Поневеже двадцатого адара 5679 /1919/ года.
В 5709 /1949/ году его ученики издали книгу Зехер Ицхак (Память об Ицхаке), в которую были включены его аналитические заметки к Талмуду и алахические респонсы.
На основе его уроков по талмудическим трактатам Кидушин и Бава меция, законспектированных учениками в Слободке, была составлена книга Хидушей Агриир (Открытия гаона р. Ицхака-Яакова Рабиновича).
с разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?