Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хесед, Катастрофа, Хасиды, Рав Александр Кац, КГБ
Раби Элиэзер-Зюша бар Исраэль-Авраам Португал (Скулянер Ребе; 5658—5742 /1897—1982/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.
Родился в первый день месяца хешван 5658 /1897/ года в прикарпатском городе Скуляны.
Изучал Тору под руководством отца, занимавшего пост раввина этого города.
В 5675 /1915/ году семнадцатилетний р. Элиэзер-Зюша сменил отца во главе общины.
В 5695 /1935/ году он возглавил крупную общину буковинского города Черновцов. Он создал в регионе сеть хедеров и ешив, благодаря которым многие дети из полуассимилированных семей возвратились к строгому соблюдению законов Торы.
В годы второй мировой войны он организовал широкомасштабную помощь беженцам из Польши.
После того как по итогам войны Черновцы были присоединены к СССР, Скулянер Ребе перебрался в Бухарест — столицу Румынии.
Он вывез с собой несколько сот еврейских сирот, выживших в Катастрофе, — сто пятьдесят из них он распределил по различным семьям, а двести воспитывались в его доме, как его собственные дети. Он старался постепенно переправлять подрастающих детей в харедимные общины Израиля и стран Запада (Энциклопедия левейт Исраэль т.17; R. Dovid Silber Noble lives 1, p.138—139).
После подавления советскими танками венгерской революции 5716 (1956) года, начались суровые репрессии и в соседней Румынии, также «зараженной» духом свободы и демократии. Проходили массовые аресты «неблагонадежных» — в том числе, и еврейских духовных лидеров.
В 5719 /1959/ году Скулянер Ребе и его единственный сын р. Исраэль-Авраам были схвачены по обвинению в шпионаже в пользу США и Израиля — им грозила смертная казнь.
В тюрьме Ребе был подвергнут жестоким пыткам и издевательствам. В международную компанию за его освобождение, инициированную р. Йоэлем Тейтельбоймом (Сатмарский Ребе; см.), оказался вовлечен даже президент США Дуайт Эйзенхауэр, а также Генеральный секретарь ООН, специально посетивший Бухарест ради выполнения этой миссии (R. Dovid Silber Noble lives 1, p.142—144).
Благодаря мощному дипломатическому прессингу, Скулянер Ребе и его сын были освобождены. В первый день месяца нисан 5720 /1960/ года они, покинув Румынию, отправились в США.
Немедленно по прибытии в Нью-Йорк, Ребе начал борьбу за освобождение еврейских узников, еще остававшихся в румынских тюрьмах и лагерях, — и во многих случаях ему удалось добиться успеха (там же p.139).
С годами вокруг Ребе сложилась цветущая хасидская община — одна из крупнейших в нью-йоркском районе Бруклин.
Во время своих многочисленных посещений Земли Израиля Скулянер Ребе создал разветвленную сеть школ, названную Хесед леАвраам (Благоволение Аврааму). В этих школах дети олим (новых репатриантов) могли приобщиться к традиционному еврейскому воспитанию.
Его вдохновенные молитвы, исходящие из самого сердца, наполняли души окружающих его хасидов трепетом перед Б-гом. Обладая исключительным музыкальным даром, Скулянер Ребе создал целый ряд духовных гимнов и хасидских нигунов (мелодий без слов), получивших широкое распространение (там же p.141).
Р. Элиэзер-Зюша Португал, Скулянер Ребе, умер в последний день месяца ав 5742 /1982/ года.
Его толкования Пятикнижия были собраны в книгу Ноам Элиэзер (Прелесть Элиэзера). В книге Кдушат Элиэзер (Святость Элиэзера) представлены его заметки по поводу праздника Ханука и его истории.
Во главе скулянского «двора» в Бруклине его сменил сын, р. Исраэль-Авраам.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?