Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раби Ишмаэль, Танаим, Александр Кац, Мехильта
Раби Ишмаэль бен Элиша(в Мишне назван просто «раби Ишмаэль») — ближайший друг и оппонент р. Акивы. Он происходил из знатного рода коэнов — его дед, которого также звали р. Ишмаэль, был первосвященником в Храме (Седер адорот).
После разрушения Храма р. Ишмаэль еще ребенком был угнан в Рим, а впоследствии его выкупил р. Йеошуа бен Хананья, ставший его воспитателем и наставником в Торе (Гитин 58а).
Он учился также у р. Элиэзера бен Орканоса и у р. Нехуньи бен Аканы.
Свои методы изучения Торы р. Ишмаэль оттачивал в полемике с р. Акивой — многочисленные дискуссии между ними зафиксированы в Талмуде. Он систематизировал методы толкования Торы, сформулировав «13 основных правил герменевтики», которые составили знаменитую Барайту раби Ишмаэля, включенную в текст ежедневной утренней молитвы. Он сформулировал также крайне существенный для верного постижения Торы принцип: «В Торе нет раннего или позднего» — т.е. ее повествование не обязательно соответствует хронологическому порядку событий.
Раби Ишмаэль полагал, что знатоки Торы должны сочетать ее изучение с производительным трудом, в соответствии со сказанным в Торе: «И соберешь ты зерно свое…» (Дварим 11:14). В трактате Брахот(35б) приведена его дискуссия с р. Шимоном бар Йохаем, который считал, что мудрецы должны сосредоточиться целиком на изучении Торы. Талмуд подводит итог дискуссии: «Многие поступали как р. Шимон и не преуспели, многие поступали как р. Ишмаэль и преуспели».
Особое внимание р. Ишмаэль уделял делам милосердия: он поддерживал неимущих, помогал с приданным бедным невестам — в связи с этим Талмуд свидетельствует, что на его похоронах «особенно горько плакали бедные невесты Израиля» (Недарим66аб). Его отношение к людям отражено в мишне из трактата Авот(3:12): «Принимай каждого человека с радостью».
По одной из исторических версий, был казнен римлянами после подавления восстания Бар Кохбы.
На основе учения р. Ишмаэля его учениками был составлен законодательный мидраш на книгу Шмот, называемый Мехильта(трактат) дэраби Ишмаэль(или просто Мехильта).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?