Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнеописание выдающегося кабалиста из рода АРИЗАЛЯ. «…он проник в таинственный сад — в сокровенный смысл писаний, содержащих святое учение Аризаля».

Раби Шломо бар Хаим Эльяшив (Бааль Алешем; 5601—5688/1842—1928/ гг.) — выдающийся кабалист. Происходил из рода великого кабалиста раби Ицхака Лурии (Аризаля) — и по отцовской и по материнской линии. Прямой потомок знаменитого кабалиста раби Шимшона Острополера, убитого казаками Богдана Хмельницкого.

Родился в литовском городке Загоре.

До тринадцати лет изучал Тору под руководством отца, затем учился в ешивах Минска и Телза (Тельшая). Поселившись в г. Шауляе, целиком посвятил себя изучению Торы.

Он вел жизнь затворника — облачившись в талит и тфилин, занимался в своей комнате весь день и большую часть ночи. Основным предметом его исследований стали книги, содержащие сокровенное учение Аризаля и Виленского Гаона.

По свидетельству рава Авраама-Ицхака Кука, прежде, чем приступить к изучению кабалы, раби Эльяшив «основательно изучил Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, кодексы законоучителей разных поколений и множество книг мусара, затем кабалистические сочинения раби Моше Кордоверо и раби Моше-Хаима Луцато, а потом уже — Зоар и “Книгу Творения” с комментариями и разъяснениями Виленского Гаона, и, наконец, он проник в таинственный сад — в сокровенный смысл писаний, содержащих святое учение Аризаля» (Сарей амеа 6:13).

Раби Эльяшив стал самым авторитетным в литовском крае знатоком кабалы. К нему в Шауляй приезжали многие духовные лидеры поколения, среди которых были раби Исраэль-Меир Акоэн (Хафец Хаим) и раби Ицхак Блазер (раби Ицеле Петербургер), один из зачинателей этического движения Мусар.

«В этом мире следует использовать каждую возможность находиться рядом с ним, — говорил Хафец Хаим, — ведь кто знает, сможем ли мы в мире истины даже приблизиться к тому уровню Небес, на котором будет обитать его душа». Хафец Хаим пояснял: «Мы все действуем в нижнем мире, рассчитывая оказать влияние на высшие миры, он же (раби Эльяшив) действует прямо в высших мирах, каждая тропинка в которых ему хорошо знакома» (Гдолей адорот).

Рав Авраам Кук также навещал раби Эльяшива в Шауляе и ночи напролет изучал под его руководством сочинения раби Хаима Виталя, содержащие учение Аризаля (Сарей амеа 6:13).

Раби Эльяшив написал целый ряд значительных книг по кабале, среди которых Сефер акдамот вешаарим (Книга прелюдий и преамбул), Сефер адеа (Книга знания), Сефер аклалим (Книга основных принципов), а также Хелек абиурим (Раздел пояснений) — развернутый комментарий на основополагающую книгу раби Хаима Виталя Эц хаим (Древо жизни).

В 5675/1915/ году, в разгар первой мировой войны, семидесятипятилетний раби Эльяшив был изгнан вместе со всей общиной Шауляя из прифронтовой полосы в глубь России — российские власти подозревали евреев в сочувствии и помощи неприятелю.

Перед поспешной эвакуацией раби Эльяшив, не имея возможности взять с собой свои многочисленные рукописные сочинения, зарыл их в землю около Шауляя. После войны эти места оказались под властью немцев. Тем не менее, стараниями добровольных помощников из еврейской общины Риги удалось извлечь рукописи из земли и, переправив через российскую границу, возвратить автору (Гдолей адорот).

В 5682/1922/ году, в возрасте восьмидесяти трех лет, он прибыл в Йерушалаим. Раби Шломо Эльяшив умер в Йерушалаиме двадцать седьмого адара 5688/1928/ года.

Все многочисленные участники его похорон наблюдали в небе над Ар Зейтим (Масличной горой) яркий столп света, направленный, подобно гигантской радуге, с востока на запад, до самого горизонта, — такое явление издревле наблюдалось во время похорон выдащихся праведников и знатоков сокровенного учения (Гдолей адорот).

На его могильлном камне высекли: «Наставник, подобный Б-жьему ангелу, — …перед ним были открыты сокровенные тайна Торы».

Собрание его кабалистических сочинений было издано под общим названием Лешем, шево веахлама (Яхонт, агат и аметист).

Эта книга стала столь авторитетной, что в последующих поколениях раби Шломо Эльяшива стали называть по заглавию книги — Бааль Алешем (Автор «Яхонта…»).

Его внук, раби Йосеф-Шалом Эльяшив, — выдающийся законоучитель и духовный лидер нашего поколения.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?