Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся польский раввин. В раннем детстве лишился отца и изучал Тору под руководством своего деда, р. Авраама, которого окружал мистический ореол нистара (скрытого праведника).

Раби Менахем бар Элазар Земба (5643-5703 /1883-1943/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился тринадцатого элуля 5643 /1883/ года в Варшаве, в бедной хасидской семье. Его дед и отец были последователями р. Ицхака-Меира Алтера (Хидушей Арим), основателя хасидского «двора» в городке Гура (Гура-Кальварья), недалеко от Варшавы.

В раннем детстве лишился отца и изучал Тору под руководством своего деда, р. Авраама, которого окружал мистический ореол нистара (скрытого праведника).

Уже к семи годам мальчик основательно изучил и запомнил дословно несколько трактатов Талмуда. К одиннадцати годам он освоил и выучил наизусть почти весь Талмуд — с комментариями Раши, тосафистов, Роша и Маарша. Более того, он писал хидушим — аналитические заметки к Талмуду (Рав Аарон Сорский, Марбицей Тора меолам ахасидут т.5).

В восемнадцать лет он женился на Миндл, единственной дочери состоятельного варшавского коммерсанта р. Хаима Цедербаума, который принял на себя все заботы по обеспечению молодого ученого. В течение двадцати лет р. Земба усердно занимался Торой в небольшом кабинете, отведенном ему в доме тестя.

В будние дни он практически не покидал этой комнаты, забывая о еде до тех пор, пока ему ее не приносили, и засыпая лишь на несколько минут, чтобы предоставить передышку своим глазам. За эти годы он стал глубочайшим знатоком Иерусалимского и Вавилонского Талмудов, классических сборников мидрашей, а также всей талмудической литературы — от раннего Средневековья до своего времени (там же).

Следуя примеру отца и деда, р. Земба посещал хасидский «двор» в Гуре, во главе которого в тот период стоял р. Авраам-Мордехай Алтер (Имрей Эмет). Однако с годами он ощутил близость к путям служения Виленского Гаона и установил тесные контакты со знатоками Торы «литовского» направления — в первую очередь, с главным раввином г. Двинска (Даугавпилса) р. Меиром-Симхой Акоэном (Ор Самеах). Он учился также у раввина хабадской общины Двинска р. Йосефа Розина (Гаона из Рогачева, «Рогачевера»).

В течение ряда лет р. Замба занимался в хавруте (паре) с зятем Ор Самеаха, р. Авраамом Луфтбиром, и на основе этих совместных исследований он создал свою первую книгу Зера Авраам («Потомство Авраама»), в которой творчески синтезировал методы изучения Торы, характерные для «литовской» и «польской» школ.

Эта книга вызвала острый интерес в мире знатоков Торы и широко изучалась в ешивах Восточной Европы (там же).

В месяце кислев 5680 /1919/ года умер тесть р. Замбы — р. Хаим Цедербаум. Его памяти р. Замба посвятил свою новую книгу Тоцаот Хаим («Итоги жизни»), в которой рассматривались некоторые сложнейшие аспекты законов соблюдения шабата.

После смерти тестя он оказался перед дилеммой, каким путем прокормить семью: продолжить торговые дела покойного тестя или принять на себя обязанности раввина. Свое решение заняться коммерцией он мотивировал так: «В руководстве магазином мне смогут помочь жена и дети, а раввинские обязанности мне бы пришлось выполнять самому, отнимая слишком много времени от занятий Торой» (Гдолей адорот).

Евреи Варшавы говорили, что, когда р. Замба вынужден сидеть в своем магазине, то «в перерыве между двумя клиентами, он успевает изучить сложный фрагмент Талмуда». Услышав эту молву, р. Замба с улыбкой поправил: «Это совершенно неверно — наоборот, между двумя фрагментами Талмуда я успеваю принять одного клиента» (там же).

В 5690-х /1930-х/ годах р. Замба активно участвовал в деятельности всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля) и даже был избран на пост секретаря руководящего органа этой конфедерации — Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы). Он был также одним из руководителей Раввинского совета Варшавы.

Осенью, семнадцатого элуля 5699 /1939/ года, когда нацистские войска вторглись в Польшу, он решил остаться со своей общиной, несмотря на то, что для него приготовили документы, позволяющие выехать в нейтральные страны.

В его доме в варшавском гетто на протяжении нескольких лет собирался постоянный миньян. В эти годы он работал над алахическим исследованием, посвященным практическим аспектам выполнения заповеди Кидуш Ашем — освящения Имени Б-га (Бесетер раам с.350,405).

На собрании руководителей варшавского гетто, состоявшемся зимой 5703 /1943/ года, р. Замба вынес алахическое решение о правомочности массового восстания против нацистов.

Он погиб во время боев в гетто в первый день праздника Песах, пятнадцатого нисана 5703 /1943/ года, и был погребен в одном из варшавских дворов.

Все его рукописи — около десяти тысяч страниц — были уничтожены во время ликвидации гетто (Марбицей Тора меолам ахасидут т.5).

В 5718 /1958/ году его прах был с почетом перенесен на Землю Израиля (там же).


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?