Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чтобы прокормить семью, р. Авраам-Цви открыл в Кейданах аптеку, в которой торговала его жена, а он помогал ей при приготовлении лекарств. Среди его клиентов был и Столыпин.

Раби Авраам-Цви бар Элияу-Барух Камай (5620-5702 /1860-1942/ гг.) — один из духовных лидеров поколения.

Праправнук р. Авраама, брата Виленского Гаона.

Изучал Тору под руководством отца, р. Элияу-Баруха Камая — раввина и главы ешивы г. Мира.

В юности прославился как илуй.

После женитьбы поселился в литовском городке Кейданах (Кедайняе), целиком посвятив себя занятиям Торой.

Чтобы прокормить семью, р. Авраам-Цви открыл в Кейданах аптеку, в которой торговала его жена, а он помогал ей при приготовлении лекарств. Среди постоянных покупателей было и множество неевреев, считавших, что лекарства, приготовленные руками праведного рокеаха (фармацевта), обладают особой исцеляющей силой. В число его клиентов входил и местный помещик Столыпин, ставший впоследствии председателем совета министров Российской империи (Гдолей адорот).

Позднее, уступая настоятельным просьбам общины, р. Авраам-Цви стал раввином Кейдан.

Однако он поставил предварительным условием, что не станет получать ни копейки из общинной кассы, по-прежнему зарабатывая себе на хлеб трудом фармацевта (там же).

В годы первой мировой войны, когда Кейданы оказались на линии фронта и большинство еврейских жителей городка эвакуировалось в глубь Российской империи, р. Авраам-Цви с семьей обосновался в украинском городе Бердянске, на берегу Азовского моря.

Однажды летней ночью 5677 /1917/ года р. Авраам-Цви вдруг почувствовал, что его отец тяжело болен. И хотя никаких сведений об отце у него не было, он той же ночью собрался в путь и отправился по опасным дорогам военного времени через всю страну — в Мир. Проезжая Минск, он узнал, что отца привезли на лечение как раз в этот город, и сейчас он лежит при смерти. Он успел проститься с отцом за несколько минут до его кончины (там же).

Р. Авраам-Цви заменил отца во главе общины г. Мира. В 5681 /1921/ году в Мир вернулась ешива, находившаяся во время войны в Полтаве, и р. Авраам-Цви стал в ней ведущим преподавателем.

В годы между двумя мировыми войнами ешива приобрела статус одного из мировых центров изучения Торы. К 5696 /1936/ году число учеников возросло до пятисот — причем, многие из них приезжали из других стран, в том числе, и из США (там же).

Р. Камай по-прежнему посвящал основное время занятиям Торой, покидая свой рабочий кабинет только для молитвы и уроков в ешиве. Один из учеников, сопровождавший его во время прогулки по городу, был поражен тем, что наставник совершенно не знаком с расположением улиц, находящихся вне его обычного маршрута между домом и ешивой (там же).

Во второй половине 5690-х /1930-х/ годов р. Камай стал одним из общепризнанных духовных лидеров еврейских общин Польши и Литвы. После смерти р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим), последовавшей в 5693 /1933/ году, глава виленской общины р. Хаим-Озер Гродженский стал советоваться по всем сложным вопросам с р. Камаем.

С началом второй мировой войны г. Мир оказался в зоне советской оккупации — начались репрессии против еврейских общинных учреждений, и ешиве угрожало закрытие.

Осенью 5699 /1939/ года один из учеников услышал сообщение Лондонского радио о том, что советское правительство передает г. Вильно (Вильнюс) под суверенитет независимой Литовской республики. Стало ясно, что тот, кто успеет переселиться в Вильно до присоединения этого города к Литве, вновь окажется в свободном мире. В последующие двое суток все студенты ешивы покинули Мир; однако р. Камай, которому уже было восемьдесят лет, решил остаться со своей общиной (там же).

Летом 5701 /1941/ года в город вошли войска вермахта. После многочисленных репрессий и издевательств, восемнадцатого хешвана 5702 /1942/ года, нацисты собрали две тысячи триста евреев Мира на рыночной площади — стариков, детей, женщин. Грузовики отвезли их к ямам, вырытым за городом, где все уже было приготовлено для массовой казни. Обращаясь к евреям города, р. Камай призвал их принять свою долю с чувством любви к Всевышнему — как великий праведник древности раби Акива, зверски казненный римлянами.

Р. Камай напомнил своей общине, что в свои последние мгновения раби Акива читал молитву «Слушай, Израиль…», радуясь возможности выполнить заповедь Торы (Дварим 6:5) \"Люби Г-спода, Твоего Б-га, …всей своей душой» — и даже в тот, момент, когда Он забирает твою душу\" (Брахот 61б).

 

Среди расстрелянных были также дочь и зять р. Камая; а несколько дней спустя нацисты казнили его жену и вторую дочь, которым удалось спрятаться в день расстрела общины (там же).

Все многочисленные рукописи р. Камая погибли в огне, когда нацисты сожгли синагогу Мира и дом раввина (там же).

С разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?