Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Аскала, Земля Израиля, Иерусалим, Рав Александр Кац, Конфликты
Раби Меир бар Ицхак-Айзик Ойербах (5575-5638 /1815-1878/ гг.) — авторитетный законоучитель, руководитель ашкеназской общины Йерушалаима.
В 5615 /1855/ году стал раввином крупной общины города Калиша, вошедшего при разделе Польши в состав Российской империи.
Он составил развернутый комментарий на кодекс Шульхан Арух — эта книга, названная Имрей бина («Речения разума»), принесла ему славу по всему еврейскому миру.
В 5619 /1859/ году р. Меир Ойербах отправился в Землю Израиля и в 5620 /1860/ году прибыл в Йерушалаим.
«Я пожертвовал ради любви к Сиону всем, что было мне дорого, — писал он, — я оставил своих чудесных детей, родных и друзей, — всему этому я предпочел добровольное “заточение” в четырех стенах дома учения, на Святой Земле» (Гдолей адорот).
Вскоре после своего прибытия в Йерушалаим он возглавил раввинский суд ашкеназской общины города, заменив на этом посту р. Шмуэля Саланта, на время уехавшего в Европу.
Обладая значительным состоянием, р. Ойербах отказался от всякого вознаграждения за свою раввинскую деятельность. Он приобрел в Старом городе, у Сионских ворот, большой участок земли с несколькими домами — один из домов он отвел под дом молитвы, а затем перенес сюда и раввинский суд. Этот участок, прозванный Хацеро шель арав миКалиш («Двор раввина из Калиша»), стал одним из центров духовной жизни ашкеназской общины Йерушалаима (там же).
Ряд приобретенных квартир р. Ойербах предоставил неимущим — бедные семьи жили там по три года, а затем сменялись по жребию (Везэ шаар ашамаим с. 278).
Р. Ойербах был одним из основателей квартала Меа шеарим («Сто врат»), возведенного вне стен Старого города, — он пожертвовал на это строительство крупные денежные суммы (там же с. 319).
Р. Ойербах решительно пресекал все попытки «просветителей» и отступников от веры, прибывающих из Европы, вести в святом городе свою пропаганду.
Во время одного из таких конфликтов вероотступник направил на него заряженный револьвер. Р. Ойербах уверенно сказал, указывая на своё сердце: «Стреляй! Я убежден, что никакая пуля не причинит мне вреда — ведь все, что я делал в жизни, я делал ради Небес». Под бесстрашным и спокойным взглядом раввина нечестивец затрепетал, развернулся и стремительно бросился наутек — больше его в Йерушалаиме не встречали (там же с.294).
Р. Меир Ойербах умер пятого ияра 5638 /1878/ года.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?