Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Изучение Торы, Рав Александр Кац, Долг
Раби Шмуэль бар Йосеф Страшунь (Рашаш; 5554-5632 /1794-1872/ гг.) — выдающийся комментатор Талмуда и мидрашей.
Родился в 5554 /1794/ году в местечке Сосковичи.
Изучал Тору под руководством ученика и родственника Виленского Гаона р. Авраама Данцига, составителя кодекса Хаей адам (Жизнь человека).
Женился на дочери виленского богача, который предоставил ему возможность целиком посвятить себя изучению Торы.
После свадьбы молодые поселились рядом с тестем, в пригороде Вильно (Вильнюса), Страшуне, — отсюда и фамильное прозвище р. Шмуэля (первоначально его именовали Шмуэль Сосковицер, по месту рождения).
Несколько лет спустя семья обосновалась в самом Вильно — жена р. Шмуэля вела дела в принадлежащем им магазине, а он занимался в доме учения, где вокруг него сложилась группа учеников.
Рассказывается, что однажды русский офицер высокого ранга, один из клиентов их торгового дома, возвращая свой долг, потребовал, чтобы расписку о погашении долга подписал сам хозяин магазина. В это время р. Шмуэль давал урок по Талмуду в дом учения. Он категорически отказался отправиться в магазин, объяснив пришедшей за ним жене: «Я занимаюсь только изучением Торы и не имею никакого отношения к торговле. Я не могу прерывать занятий, только чтобы удовлетворять причуды этих вояк!». Однако жена настаивала: если р. Шмуэль не придет, генерал не возвратит свой долг, и они понесут большие убытки. «А как бы ты поступила, — спросил р. Шмуэль, — если бы я уже умер, а этот генерал потребовал извлечь меня из могилы, чтобы написать ему расписку?! Так и здесь — когда я занимаюсь Торой Всевышнего, я умираю для всего остального мира. Пожалуйста, не обращайся ко мне по делам торговли». Отчаявшись, женщина возвратилась в магазин и передала генералу слова своего мужа. Ответ р. Шмуэля так понравился генералу, что он удовлетворился подписью хозяйки и немедленно заплатил свой долг (Гдолей адорот).
Р. Шмуэль написал аналитические заметки и примечания к Талмуду, в которых он развивал методы исследования, апробированные в комментариях Виленского Гаона. В своих заметках он стремился к точному пониманию прямого смысла талмудического текста, предлагая множество оригинальных трактовок, отличающихся от традиционных толкований классических комментаторов. Его заметки отличались гармоничным сочетанием обстоятельности и глубины с простотой и краткостью изложения.
После его смерти эти комментарии были включены в новое издание Талмуда, осуществленное в 5646 /1886/ году в виленской типографии вдовы и братьев Ромм, — они были озаглавлены Агаот вехидушим Арашаш(Примечания и аналитические заметки р. Шмуэля Страшуня). В большинстве последующих изданий комментарии Рашаша печатаются в приложении к каждому тому — они широко изучаются и пользуются высоким авторитетом.
Рашаш прокомментировал также классический сборник аллегорий Мидраш раба (Большое собрание мидрашей).
Р. Шмуэль Страшунь, Рашаш, умер в Вильно одиннадцатого адара (второго месяца адар) високосного 5632 /1872/ года, в возрасте семидесяти восьми лет.
Его сын и ближайший ученик р. Матитьяу Страшунь был одним из руководителей виленской общины в следующем поколении.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?