Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Хеврон, Алия, Рав Александр Кац, Сефарды
Раби Йосеф-Рефаэль бар Хаим Хазан (5501-5581 /1741-1820/ гг.) — один из духовных лидеров поколения, Ришон леЦион (главный сефардский раввин Йерушалаима).
Родился в турецком городе Измире.
В возрасте двадцати девяти лет стал даяном в раввинском суде Измира, где занимался преимущественно разрешением имущественных тяжб.
В 5550 /1790/ году пятидесятилетний р. Хазан стал главным раввином Измира и занимал этот пост в течение двадцати лет. За эти годы он приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей поколения — к нему обращались за решением спорных вопросов из многих общин Турции, Балканского полуострова и даже Земли Израиля.
Еще в 5547 /1787/ году р. Хазан выпустил первый том своего обширного комментария на кодекс Шульхан арух. В этот комментарий, озаглавленный Хикрей лев(Помыслы сердца), он включил свои многочисленные респонсы и псаки (законодательные решения). В 5573 /1813/ году в типографии г. Салоников вышли в свет все восемь томов книги Хикрей лев, подводящие итог этому периоду его деятельности.
В 5575 /1815/ году, на семьдесят пятом году своей жизни, р. Хазан переселился в Землю Израиля и обосновался в Хевроне, рассчитывая посвятить остаток дней сосредоточенным занятиям Торой. Он был избран главным раввином города.
В Хевроне он был поражен нищетой, царящей в еврейской общине. «Мое сердце изнывало при виде того, как нищета преследует людей, живущих в Хевроне, — писал он в одном из своих респонсов. — …В городе нет никакой возможности заработка, и в особенной нужде живут мудрецы, посвятившие себя изучению Торы» (Гдолей адорот).
В 5578 /1818/ году р. Хазан был приглашен в Йерушалаим и избран главным раввином сефардской общины святого города.
В месяце ияр 5578 /1818/ года старейшины и ведущие раввины Йерушалаима прибыли в Хеврон, чтобы известить р. Хазана об его избрании. В сопровождении этой почетной свиты он прибыл в Йерушалаим, и все еврейское население города с ликованием вышло ему навстречу — такого приема не удостаивался прежде ни один из мудрецов (Везэ шаар ашамаим с. 194).
В полном соответствии с присвоенным ему титулом Ришон леЦион (Первый в Сионе) р. Хазан стал общепризнанным духовным лидером всех евреев Святой Земли — его законодательным решениям подчинялась даже цфатская община последователей Виленского Гаона.
«Его мнение принимают все знатоки Торы, — писал о р. Хазане р. Исраэль из Шклова, возглавлявший общину Цфата. — И наша ашкеназская община тоже следует его голосу, ведь он глава всех сыновей Израиля».
Р. Йосеф-Рефаэль Хазан, Ришон леЦион, умер двадцать второго хешвана 5581 /1820/ года — в возрасте восьмидесяти лет. Похоронен в Йерушалаиме на Масличной горе.
В 5613 /1853/ году в Салониках вышел в свет дополнительный том книги Хикрей лев, включающий респонсы, составленные р. Хазаном уже на Земле Израиля.
Его сын, р. Давид Хазан (5551-5629 /1791-1869/ гг.), также возглавлял сефардскую общину Йерушалаима и был удостоен титула Ришон леЦион. Другой его сын, р. Элияу Хазан, возглавлял общину Измира.
Его внуком был выдающийся кабалист и законоучитель, главный раввин Измира, а затем и всей Турции р. Хаим Фаладжи.
С разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?