Из цикла «Хроника поколений», темы: Нехемия, Пророки, Алия, Александр Кац, Запреты в Субботу, Вавилонское изгнание
Нехемья бен Хахалья (נְחֶמְיָה בֶּן חֲכַלְיָה) — глава евреев своего поколения.
Был ближайшим советником и главным виночерпием царя Дария в столице персидской империи Шушан (Сузы) (Нехемья 2:1, Раши). В 3426 году /334 г. до н. э./, узнав, что иерусалимская община, основанная Зерубавелем и Эзрой, пришла в упадок, Нехемья попросил царя: «Если сочтет царь за благо и если я нашел милость в глазах царя, то пошли меня в Иудею, в город могил моих предков — и я отстрою его» (там же 1:1-3, 2:1-5).
По прибытии в Иерусалим он приступил к возведению крепостной стены вокруг города, сказав народу: «Вы видите то бедствие, в котором мы находимся, — как разрушен Иерусалим, и ворота его сожжены огнем. Давайте же отстроим стены Иерусалима и не будем впредь в унижении» (там же 2:17).
Окрестные племена насмехались над евреями: «Что делают эти несчастные иудеи?! …Разве могут они оживить камни из груд праха?» (3:34). А поскольку иноплеменники мешали строительству, часть жителей города строила, а часть — охраняла (4:10-12, 4:16). В конце года, двадцать пятого элуля, стена была завершена — вся работа заняла всего пятьдесят два дня (6:15, Раши; Седер адорот). По приказу Нехемьи у всех крепостных ворот были поставлены стражи (Нехемья 7:1).
В первый день месяца тишрей 3427 года /333 г. до н. э./, в Рош ашана, все евреи Иудеи собрались в Иерусалиме, и писец Эзра читал для них Тору. А Нехемья сказал народу: «Сегодня святой день перед Б-гом, Всесильным вашим, — не печальтесь и не плачьте» — потому что, слушая слова Торы, весь народ плакал в раскаянии, ведь евреи понимали, что не выполняют многое из заповеданного Б-гом (там же 8:1-9, Раши). В те дни был заключен новый союз между народом Израиля и Творцом (10:1).
И, тем не менее, вскоре Нехемья увидел, как евреи вновь нарушают законы Субботы: давят в давильнях виноград, приносят в город снопы и различную провизию для продажи. «Что же делаете вы такое зло, нарушая Субботу?! — обратился он к знатным людям страны. — Ведь так поступали ваши отцы, и навел Б-г на нас и на город этот все эти бедствия, а вы еще увеличиваете гнев на Израиль, оскверняя Субботу». Перед наступлением следующей Субботы он приказал запереть все ворота Иерусалима, и не открывал их до окончания святого дня. Постепенно он отучил народ от субботней торговли (13:15-21).
А многие евреи по-прежнему брали себе жен из соседних народов, и их дети не умели даже говорить по-еврейски, — причем иноземных жен брали себе даже коэны, в том числе, и из семьи первосвященника Храма. Нехемья спорил с ними и проклинал их, и бил некоторых из них, и рвал на них волосы, и заклинал их Б-гом: «Не давайте дочерей ваших их сыновьям и не берите дочерей их для своих сыновей и для себя». Постепенно ему удалось вновь очистить страну «от всего чужеземного» (13:23-31).
Нехемья пробыл в Земле Израиля двенадцать лет, затем возвратился ко двору персидских царей, но позднее с разрешения царя снова посетил Иерусалим (5:14, Раши, 13:6-7, Ральбаг; Седер олам раба 30).
Им была написана основная часть книги Диврей аямим (Хроники), начатой его ближайшим сподвижником Эзрой (Бава батра 15а), а также составлена история возведения Второго Храма, включённая в состав Танаха под названием Книга Нехемьи (Нехемья 1:1, Раши; Санхедрин 93б).
Нехемья умер десятого тевета (год неизвестен) (Мегилат Таанит; Оцар ишей аТанах, Нехемья).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?